18:34
Похоже, что проблемы легкой промышленности правительства вообще не касаются!

Кластер на обочине

Министерство индустрии и торговли не ведет целенаправленной работы по выводу легкой промышленности из затянувшегося кризиса. Госфонд «Казына», в свою очередь, вкладывает средства в основном только в новые проекты, в то время как в республике погибают действующие.

Об этом в интервью «&» рассказала Любовь Худова, председатель правления Ассоциации предприятий легкой промышленности РК.

- Любовь Николаевна, программа кластерного развития текстильной отрасли запущена в 2005 году. Какие результаты можно сегодня озвучить?

· Откровенно говоря, похвалиться особо нечем. Есть несколько компаний, которыми очень любят козырять чиновники: это «Ютекс», «Меланж», «Альянс казахско-русский текстиль». Да, они возникли недавно, да, они располагаются в Шымкенте. Но созданы они были до того, как была запущена программа кластерного развития. Они даже не относятся к свободной экономической зоне (СЭЗ) «Онтустик». Собственно в рамках СЭЗ есть как бы 3 проекта. Но я хотела бы напомнить, что первоначально речь шла как минимум о 15 крупных текстильных предприятиях, вокруг которых должны концентрироваться обслуживающие их малые предприятия.

Я считаю, что не отработана сама концепция этого кластера. До сих пор неясно, какие предприятия мы хотим там видеть? Раз уж речь идет о кластере, необходимо, чтобы все они были увязаны. Не разрозненные заводы и фабрики, которые стоят на общей территории и пользуются благами СЭЗ, а группа предприятий, которые производят товары под маркой «Made in Kazakhstan» и реализуют их, в том числе на внешних рынках.

Пока ничего подобного в Шымкенте нет. Более того, насколько я вижу, происходит нечто противоположное. Одна из компаний, открывающаяся в СЭЗ, планирует производить турецкие ковры, соответственно, в турецкой стилистике. А в это время в Алматы погибает единственный в республике ковровый комбинат с 70-летней историей. На этом предприятии собрано столько казахских орнаментов! В Мининдустрии, когда им говорят об этой проблеме, отвечают: «Мы не можем вникать в трудности каждой казахстанской компании». Но за этим предприятием стоит история Казахстана. Это же культура, наследие предков.

- И много такого рода примеров вы знаете?

· Не один. Недавно появилась компания ST Group, которая, как утверждается, занимается производством шерстяных изделий. Этот проект профинансировал Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК, «дочка» «Казыны»). На деньги ИФК был куплен завод в Кыргызстане по производству пряжи. Иными словами, казахстанский институт развития инвестировал в экономику Кыргызстана. Шерсть вывозят в другую страну, там перерабатывают, а затем часть возвращают обратно на трикотажную фабрику в Семипалатин¬ск, а часть экспортируют из Кыргызстана. Почему бы не перерабатывать шерсть внутри Казахстана? Мы в свое время предлагали правительству восстановить по всей республике сеть небольших фабрик по первичной обработке шерсти. Сегодня такие фабрики остались только в Жамбыле и Семипалатинске. Но не повезут же со всей страны сельские жители шерсть туда. Да эти фабрики и не справятся с таким объемом. Не стоит забывать, что даже такой начальный передел значительно увеличивает цену продукции. Спрос на мытую шерсть на внешнем рынке огромен. Нам постоянно присылают запросы из России, Турции, Украины, Беларуси. Что касается глубокой переработки, у нас есть Каргалинский суконный комбинат, на котором имеется все необходимое для производства тканей. Сейчас он находится на грани банкротства, а ведь в советское время это было градообразующее предприятие. Умирает комбинат, и поселок Каргалы приходит в упадок. Пока же необработанную шерсть за копейки вывозят за рубеж - в те же Китай и Турцию. В стране перерабатывается всего 14% шерсти.

Нами была разработана программа развития шерстяного кластера на базе Каргалинского суконного комбината. Мы считаем, что этот проект должен был быть оценен нашим правительством положительно как с точки зрения его социальной значимости, так и с точки зрения восстановления шерстяной отрасли республики. Представители институтов развития приезжали, посмотрели комбинат и сказали: «у вас нет залогового имущества».

Похоже, что проблемы нашей отрасли правительства вообще не касаются. Там министры заняты пересаживанием из кресла в кресло. За последние 8 лет сменилось 6 министров индустрии и торговли. И хоть кто-нибудь с них спросил: что вами сделано для развития легкой промышленности за это время? Вместо этого вновь пришедший министр обращается к нам и спрашивает: «А какие у вас предложения?» Мы расписываем программы, предлагаем решения, а в ответ только и слышим: «нет, это не пойдет». Хорошо, тогда предложите сами хоть раз что-нибудь путное!

Я считаю, что перед каждым министром и чиновником необходимо ставить определенные задачи. К примеру, сегодня доля отечественной продукции легкой промышленности на казахстанском рынке всего 8%. Так почему бы не поставить перед ними цель довести ее до 20%. Пусть думают, как этого добиться. Тем более, у них работает огромная армия служащих. По крайней мере, отработать какие-то конкретные шаги по выводу отрасли из кризиса они просто обязаны. Ведущие страны мира уделяют пристальное внимание развитию легкой промышленности, так как она обеспечивает самую высокую занятость рабочих мест. Более того, в развитых странах в США, Германии, Италии - эта отрасль формирует до 20% бюджета государства. В Китае доля легкой промышленности в структуре ВВП составляет 13%, в Турции - 20%.

- Но ведь правительство внесло поправки в Таможенный кодекс для улучшения ситуации…

· Да, теперь по правилам за ввоз любой продукции нужно платить 0,6 евро за килограмм, но это не меняет картины. В этом году я лично была на совещании у премьер-министра Масимова и подняла только одну проблему. Главным препятствием развития легкой промышленности в Казахстане является высокая доля теневой экономики: более 95% импорта - контрабанда. В этих условиях местные производители не могут конкурировать с импортом. Мы не предлагаем поставить заслон на весь импорт или увеличить квоты. Просто помогите производителям тех секторов отрасли, по которым у нас были сильные позиции - это производство изделий из шерсти, хлопка, шкур, кожи. По этим группам в Казахстане есть собственное сырье, которое вывозится из страны. Можно хотя бы производителям сделать послабление по налоговому бремени. Однако на последнем совещании у министра индустрии и торговли г-н Оразбаков заявил: никакого послабления не будет, готовьтесь к вступлению в ВТО и работайте в этих условиях.

·

- Буквально на прошлой неделе премьер-министр сказал, что Фонд развития малого предпринимательства будет оказывать поддержку субъектам МСБ. Достигает ли помощь адресатов?

· Пока, как мне сообщают предприниматели, они помощь государства не ощутили. Хотя финансирование от Фонда развития малого предпринимательства очень востребовано, при условии, что институт будет работать нормально, то есть выдавать небольшие кредиты под низкие проценты. В действительности сегодня предприниматели страдают, так как институт развития, призванный развивать МСБ, прекратил выделение средств. А компаний, которым нужна реальная помощь этого фонда, много. К примеру, взять на полгода кредит для покупки оборудования, быстро его запустить и по возможности рассчитаться с фондом. Как фонд заявил предприятию, финансирование пока отсутствует, но в любом случае кредиты будут выдаваться через банки второго уровня. А если идти придется в коммерческие банки, то это будет очень дорого и хлопотно.

В основном институты развития вкладывают средства в успешные проекты. К примеру, «БРК-Лизинг» будет полностью финансировать проект по увеличению экспортного потенциала компании Textiline Kazakhstan. Другая компания в Шымкенте получит средства из «Казыны» на реализацию проекта по производству геотекстиля. Геотекстиль - это техническая ткань, которая используется как тепло- и звукоизолирующий материал при строительстве зданий и автодорог. Техническая ткань фактически препятствует разрушению дорог. Это направление в мире очень бурно развивается.

- Текстильная отрасль отнесена правительством к одной из приоритетных. Казалось, для ее развития есть все предпосылки: институты развития, деньги. Почему же нет результатов?

· Ключевая проблема заключается в отсутствии целенаправленной работы с отраслями экономики, за которую отвечает именно Мининдустрии, где по каждой отрасли созданы экспортные советы. Однако их деятельность носит общий характер. Поэтому в правительстве не разработаны конкретные предложения по развитию той же легкой промышленности. Мы предлагаем создать совет, который объединил бы всех участников рынка: представителей власти, бизнеса, специалистов, ученых. Таким образом, совет будет знать обо всех проблемах в отрасли и сможет принимать конкретные меры по их решению.

Айжан Шалабаева
http://base.zakon.kz/doc/lawyer/?uid=undefined&doc_id=30144657
Категория: Интервью | Просмотров: 2192 | Добавил: angel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
1 angel  
0
Дату у источника не нашла, но статья не старая, ей не больше года, т.к здесь речь идет о нынедействующих премьер-министре и министре торговли. Масимов на посту с марта 2007 года.

2 Kuansyh Yegimbayev  
0
Ок.

3 Temujin  
0
умер комбинат, и посёлок тоже sad

4 дима  
0
Еше не все потеряно, в России были аналогичные ситуации, нечего, государство одумалось фабрики заработали.Я занимаюсь х\б тканями и хорошо помню в каком ужасном состояние они находились.Теперь все нормализовалось.Надеюсь и Казахское руководство примет соответствующие меры.

_


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]