14:13
Еще раз о Жамбыле....

1. Жамбыл

Я постояно бываю в Жамбылском районе, у меня много родствеников-стариков в Узунагаче, Умбетали, Кастеке, Шиене, Каргалы. Многие помнят Жамбыла, многое рассказывают про него. То что Жамбыл хороший акын ни я, ни его земляки не сомневаются. Многие старики говорят, что славный был Акын, но были если не лучше, то хотя бы равные с ним, взять того же Укілі Ыбырая, последователя Жамбыла Умбетали Карибаева (кстати, который погиб в странной авиакатастофе), или соперник по Айтысу Кулманбет. Многие Айтысы проводились у реки Каргалы (Фабричный), у маленькой сельской мечети, который построил волостной Сат и Би Тастемир. Это была словесная борьба между родом Дулат и родом Шапырашты. Если внимательно читать Айтысы Жамбыла в его собраниях сочинений, то можно видеть ту борьбу родов, которая происходила тогда на берегу Каргалинки. Род Дулатов был богат, известен, справедлив. Много скота было у них, которые паслись на летнике Ушконыр, а зимовали у реки Каргалы. Род же Шапырашты, был известен своим положением, не очень то и хорошим. Род бедствовал. Это не я придумал, это все можно найти в книгах Жамбыла и в рассказах стариков.

2. Эпизод из жизни

Уже во время роста величия Акына, в годах 40-х, по степи ходил призрак голода. Старик Жамбыл частенько ездил по аулам, заезжал к председателям и обязательно забирал несколько мешков пшена, несколько десятков литров молока и несколько пудов мяса. Мне дед рассказывал, что его не только уважали, но и боялись. У него была страшная сила, как сейчас модно говорить, влияние. Есть даже хороший пример, как-то раз, в те же 40-е годы, моего прадеда посадил в тюрьму, за гибель урожая. Родственники, не знали что делать, и кто-то предложил обратиться к Жамбылу, пошли к нему толпой на поклон, он принял и выслушал, пообещал помочь. Через неделю деда выпустили.

3. Творчество.

Когда читал стихи Жамбыла своему деду, он всегда, после стиха приговаривал «оныкі» или «оыкі емес». Значит, были стихи его и не его. Дед видел Жамбыла, очень хорошо знал его творчество, не раз был на его представлениях. Как известно, творчество Жамбыла делится на два этапа. Это дореволюционное творчество и послереволюционное. Они сильно отличается от друг друга. Если внимательно вчитываться, то отличия можно увидеть сразу. На первом этапе его творчества, можно видеть что Жамбыл очень близок к простому народу. В словах критика власти, боль за народ. Его слова остры и мудры. Во второй части его творчества, мы видим, что Жамбыл теряет связь с народом, он больше не видит страдания народа (коллективизацию, конфискацию, мор, голощекинский голод), но зато начинается восхваление отца всех народов (Сталин – Джамбула отец), но еще больше странно, что Жамбыл в своих стихах теряет свои стиль. Его произведения становятся громоздкими и сложными для чтения. Складываются ощущения, что это уже не его стихи. И может, отчасти прав, господин Курманбаев, высказывая предположение о соавторстве стихов Жамбыла?
Дата публикации: 2007-07-06 16:07:03
Категория: История | Просмотров: 1814 | Добавил: angel | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]