"Каргалинский клад" или "Каргалинская диадема" - 6 Марта 2008 - Неофициальный сайт Каргалы (пос. Фабричный), Казахстан

Меню сайта

Наш опрос

Рейтинг успехов поселка:
Всего ответов: 276

Форма входа

Календарь новостей

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наблюдатели

Rambler's Top100

Погода в посёлке:


Деньги:
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан

За нами следят:
Catalog.azion.kz

Мини-чат

Главная » 2008 » Март » 6 » "Каргалинский клад" или "Каргалинская диадема"
"Каргалинский клад" или "Каргалинская диадема"
15:00

ДИАДЕМА. Золото. Алматинская обл. II в. до н.э.- I в.




В 1939 году в горах Заилийского Алатау на высоте 2300 м в расщелине скалы было обнаружено погребение жрицы, датируемое II в. до н.э. - I в. н.э. По месту находки - ущелью Каргалы - оно получила название "Каргалинский клад".

Наиболее интересной находкой в погребении жрицы является золотая диадема, служившая украшением ритуального головного убора. Сохранилось два боковых фрагмента диадемы, центральная же часть ее отсутствует.


Ее длина — 35 см, ширина — 4,7 см. Диадема выполнена в зверином стиле. Внутреннее поле пластинки заполнено изображением зверей, птиц, людей в окружении сложного растительного орнамента, выполненного техникой штамповки. Здесь и марал с перевернутой назад головой, самка марала, между ними летящая птица, затем крадущийся крылатый тигр, на котором сидит человек, голова человека обращена назад, руками он держится за ветку дерева. Далее на постаменте стоит крылатая лошадь. На второй половине диадемы изображен бегущий дракон, верхом на нем сидит человек, уцепившись левой рукой за рог дракона. Над всадником летит гусь или утка. Затем вновь изображен крылатый конь на пьедестале. И, наконец, последняя группа изображений состоит из летящей птицы, козерога в быстром беге с человеком на спине, медведя и птицы над ним, и опять человека верхом на архаре. В его руке цветок. Глаза животных выполнены из цветного сердолита и альмандина, туловища инкрустированы бирюзой. Хотя изображения зверей, птиц и человека, вплетенных в растительный орнамент, заполняющий внутреннее поле диадемы, фантастические, все таки характерные черты и повадки животных переданы реалистично.
Из другого источника:
«Каргалинская диадема». Найдена она при загадочных обстоятельствах в горах Заилийского Алатау в Каргалинском ущелье на высоте 2300 м. Это длинная золотая пластина из двух частей. Ее длина — 35 см, ширина — 4,7 см. На пластинке растительный орнамент с вплетенными в него фигурами марала и маралихи, между которыми находится феникс; затем крылатый тигр с сидящей на нем женщиной; далее крылатая лошадь на постаменте; дракон с женщиной на спине; над ними птица; снова крылатый конь на пьедестале; летящая птица; козерог, оседланный женщиной, медведь и птица над ним и архар, несущий на спине женщину. Вся композиция разделена на три части фигурами коней. В центре ее находится дракон, а процессии животных слева и справа от него направлены друг к другу. Глаза животных выполнены из вставок сердолика и альмандина, тела инкрустированы бирюзой.
Первый исследователь диадемы А. Н. Бернштам предположил, что диадема принадлежала шаманке, и датировал ее I в. до н. э.—II в. н э., предполагая, что в семантике изображений нашли отражение культовые влияния Ирана и Китая.
Однако новейшие исследования позволили понять смысл изображений, определить их происхождение и расшифровать весь сюжет в целом, уточнена и датировка каргалинского захоронения — II в. до н. э. Изображения на диадеме связаны с широко распространившимся в Евразии культом богини-матери и бога плодородия Диониса. Греческий культ хорошо соотносился с важнейшим праздником восточных народов — Наурызом, справляющимся в день весеннего равноденствия. «Каргалинская диадема» как бы иллюстрирует описания дионисийских празднеств. Диониса изображали верхом на пантере, реже — на тигре. Главные животные дионисийского культа — олень и козел, медведь. Водоплавающие птицы — гуси-лебеди, изображенные на диадеме, символизировали плодородие. На «Каргалинской диадеме» изображены также и три сферы мироздания: подземная, куда уходят корни древа жизни, изображения которого имелись на диадеме; земная — место жизни людей и животных, и небесная — обитель богов и птиц. Образ коней на пьедестале, точнее, на вершине гор, символизировал солнце, особую божественную благодать. Распространению этих эллинизированных синкретических образов в идеологии кочевников Семиречья и конкретно района Алматы способствовали связи и контакты по Великому шелковому пути.

http://www.lyakhov.kz/semirek/1000/baip.shtml

Категория: История | Просмотров: 13116 | Добавил: angel | Рейтинг: 4.6/5 |
Всего комментариев: 1
1  
Обсуждаем символ для поселка, есть идея использовать элементы диадемы, подробности на форуме

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]