13:52 Рашид Дайрабаев - вице-президент продюсерского центра «Музыка. | ||||
Рашид Дайрабаев - вице-президент продюсерского центра «Музыка. Совершенство. Красота» («М. С. К.»). Родился в 1967 г. в г. Алма-Ате. (в. пос. Фабричный) В 1983 г. приехал в Москву и поступил в ПТУ, затем - в культпросветучилище, потом - в Московский педагогический институт им. Крупской. В 1987 г. знакомится с Андреем Разиным и работает администратором «Ласкового мая». С 1988 г. - директор Всесоюзной творческой студии для одаренных детей и инвалидов «Ласковый май». Затем работал импресарио с Игорем Сарухановым, Аленой Апиной, Андреем Державиным, другими исполнителями, приобрел известность одного из самых талантливых продюсеров в российском шоу-бизнесе. В 1999 г. приглашен в центр «М. С. К.» в качестве исполнительного продюсера начинающего певца Николая Баскова. Компания «М. С. К.» (генеральный директор - Борис Шпигель) была создана с целью развития российской музыкальной культуры, расширения ее рамок и помощи молодым талантам. Николай Басков - самый яркий проект компании, и на него небезосновательно была сделана ставка.
Команда профессионалов«&»: Рашид, существует мнение, что ни один человек, даже очень талантливый, не может создать себя сам, тем более в шоу-бизнесе. Это так? Р. Д.: Но еще есть изречение, что талант сам себе пробьет дорогу. Правда, тут срабатывает вопрос времени: когда он пробьет эту дорогу - в 20 лет или в 40. И на данный вопрос можно ответить по-разному. Вероятно, может создать себя сам, если найдет вовремя нужного продюсера, нужного спонсора или мецената. Можно быть суперталантливым человеком, но если в жизни тебе не попались люди, которые поверят в твой талант и выделят определенные суммы на съемки клипов, на ротацию по ТВ, на PR-кампанию и т. д., то признание и популярность могут очень затянуться. Без помощи пробиться очень сложно. Таковы уж законы шоу-бизнеса. Чтобы из неизвестного артиста сделать звезду, его нужно правильно вести, т. е. заниматься продуманным профессиональным менеджментом. Это значит - по кирпичику складывать его альбом, его имидж и не допускать ошибок. У нас, в шоу-бизнесе, многие начинающие артисты совершенно неправильно поступают. У них появляются средства для того, чтобы сделать альбом, и они начинают снимать одновременно 4-5 клипов и тут же запускать их в эфир. Это неправильно. Сначала надо записать 1-2 песни, посмотреть, проверить на публике: пойдет - не пойдет. И если есть отдача зала, и видишь, что это безусловный хит, тогда нужно на эту вещь снимать клип. А записать целый альбом и ждать: стрельнет или не стрельнет - совершенно дилетантский подход. Обдумывать каждый шаг, не торопиться, советоваться, стараться избегать ошибок - вот в чем секрет. «&»: Известно, что на звезду Николая Баскова работала очень профессиональная команда. Расскажите подробнее о команде, и кто за что отвечает? Р. Д.: У нас нет понятия «работать на звезду». У нас есть понятие «работать со звездой». Конечно же, чтобы неизвестный Басков стал известным, нужны были усилия многих людей. У нас в команде работают 28 человек. На выезде - артист, два помощника, менеджер, я как гастрольный директор и продюсер, администраторы. Моя должность - исполнительный продюсер - во всем мире называется менеджер. Я отвечаю за его гастроли: на мне его гастрольный график, финансирование, бытовые вопросы, связанные с проживанием, перелетами, питанием, вопросы безопасности. Администратор Станислав Кришевский - моя правая рука - отвечает и за коллектив, чтобы они нормально ели и спали в гостиницах, и за артиста. Есть у нас в команде свой бэк-вокал из трех человек, академический хор «Элегия» (14 человек). Постоянно с нами гастролирует президентский оркестр под управлением народного артиста России, композитора, главного дирижера Павла Овсянникова. Николай Басков постоянно работает в тандеме с солисткой Большого театра, заслуженной артисткой России Ларисой Рудаковой: они исполняют четыре произведения дуэтом. Часто приглашаем вести наши концерты главного диктора канала «Россия» Владимира Березина. Есть у нас балет «Виват» (8 человек), который танцует в более темповых эстрадно-классических произведениях: «Бесамэ мучо», «Гранада», «Карнавал». Звукорежиссер Ашот Геворкян, светорежиссер, ритм-группа. У нас огромная команда, а Коля Басков является нашим лидером, певцом-солистом, на которого идут люди. Мы - его обрамление. Как известно, каждому алмазу нужна своя огранка, чтобы он засверкал. Вот мы и есть его огранка. Продюсерами рождаются«&»: Чтобы талант вырастить и показать миру, его надо сначала обнаружить. Как вы нашли Баскова? Р. Д.: Его нашел не я, а Борис Шпигель, известный московский бизнесмен. Я в эту историю попал совершенно случайно. В 1999 году он предложил мне поехать с ним в Театр Российской Армии посмотреть на молодого тенора Николая Баскова, чтобы посоветовать, стоит ли браться за этот проект в качестве инвестора, он тогда еще не назывался генеральным продюсером. В театре шел концерт творческой мастерской Александра Морозова, там выступали молдавские, белорусские певцы, в том числе пел и Басков. Он совершенно потрясающе исполнил несколько произведений. Особенно впечатлило «Памяти Карузо» в классическом звучании с симфоническим оркестром. Когда я это услышал, сразу сказал г-ну Шпигелю, что из Баскова в будущем может выйти звезда первого эшелона. На этом и сошлись: он меня пригласил на проект в качестве персонального исполнительного продюсера. Я с удовольствием согласился. «&»: Но он же не зря обратился именно к вам? Р. Д.: Дело в том, что с Борисом Исааковичем нас связывает много лет дружбы - с 1988 года. Когда я занимался шоу-бизнесом, он занимался совершенно другими делами. Тогда и бизнеса у него не было - он был замдиректора Тимирязевской академии. Но г-н Шпигель очень любит классику и хорошо разбирается в эстрадном искусстве, сам когда-то даже создал вокально-инструментальный ансамбль. И его удручало впечатление, которое оставалось от современной эстрады. Ему давно хотелось сделать что-то, что давало бы энергетику, зрелище, песни для души. Когда он узнал о Баскове, то понял, что это, наверное, именно тот исполнитель, в котором нуждается публика, и тот жанр, который отвечает этим ожиданиям. Ведь мы все истосковались по чистым голосам, красивым мелодиям, по пению не под фонограмму. А ко мне он обратился еще и потому, что я заработал себе имя успешного продюсера, за моими плечами уже был опыт «Ласкового мая», самой популярной группы в те времена. Как бы не относились к «Ласковому маю» и не говорили, что это примитив, но только по сборам даже на сегодняшний день нет круче группы, которая могла бы похвастать тем, что давала по 4-7 концертов в сутки! «&»: Соответствует ли московская продюсерская школа мировым стандартам, или это еще только зарождающаяся в России профессия? Р. Д.: Я считаю, если это тебе дано от Бога, то оно дано. А если не дано, то уже вряд ли придет. Если ты не попал в нужный момент в нужную атмосферу, то вряд ли какая-то школа поможет. Честно говоря, даже не знаю, где на продюсера учат. Наверное, продюсером надо родиться. С чутьем, интуицией, чувством вкуса и стиля. «&»: А как вы оказались в нужное время в нужном месте? Р. Д.: В огромном поселке под Алма-Атой, где я родился, после школы не было никаких перспектив: или грузчиком, или каменщиком на стройке. В семье шестеро детей, возможности учиться - никакой. Я мечтал уехать, чтобы развиваться, потому что там я пропал бы . В 1983 году прочитал в газете «Труд» объявление, что приглашают учиться на слесарей в Москву. Сел в поезд, ехал трое суток, поступил в училище. А потом в армии познакомился со своим замечательным другом Русланом Адаевым, который оказался зятем Андрея Разина, руководителя группы «Ласковый май». Но тогда у меня и в мыслях не было как-то связать свою судьбу с шоу-бизнесом. После армии искал, где бы мне еще продолжить образование. Поступил в культпросветучилище, потом - в педагогический институт. Но понял, что это не мое. И не знал, куда податься. И вдруг Руслан знакомит меня с Андреем Разиным: «Может быть, он тебе что-то предложит». У него я сразу стал работать администратором, потом директором. С этого все и началось. Мы вместе «раскручивали» группу. Хотя и говорят, что это было ужасно. Не ужаснее, чем сейчас, я так скажу. Сегодня эти группы с ужасными названиями «Ногу свело» или что-то там отняло - вообще тихий ужас. С «Ласковым маем» я проработал до 1991 года. А потом был импресарио в разных коллективах: с Игорем Сарухановым, с группой «Комбинация», с Аленой Апиной и другими российскими исполнителями, пока Борис Шпигель не предложил мне поработать над проектом Николая Баскова. Может, в моей истории и есть доля случая, но и работать надо было над собой очень много. «&»: Рашид, что вам помогало, какой внутренний стержень, чтобы не только выжить в Москве - очень жестком городе, но и профессионально состояться? Р. Д.: Первое время в Москве мне было очень тяжело: общага, обзывали «чуркой», избивали. Все это угнетало. Я позвонил домой и сказал, что не могу больше здесь. Отец мне ответил: «Если ты перетерпишь, то останешься. Не сможешь - возвращайся. Но раньше двух месяцев не появляйся». Мне никто не помогал. Я устроился почтальоном, телеграммы год разносил, работал машинистом, экспедитором. В общем-то, перетерпел. Это я сейчас могу сказать, что, наверное, сильный характер и воля мне помогли. А за такие качества уважают в мире шоу-бизнеса. Феномен Баскова«&»: Смешение оперы с эстрадой - это было запланированное условие успеха в проекте Баскова? Р. Д.: Это не мы придумали. Кроссовер-исполнение - на стыке жанров классики и эстрады используют такие мировые знаменитости, как Эмма Шаблин, Сара Брайтман, Андреа Бучелли. Когда мы начинали, долго думали, на какое произведение сделать клип. Потом я решил, что надо снимать клип на песню «Памяти Карузо». Только не в чисто классическом варианте, а добавить инструменты, которых еще не было во времена написания этого великого произведения. Сделаем более модерно, добавим новые звуки. Меня, кроме мамы Баскова, никто не поддержал тогда - ни г-н Шпигель, ни остальные. Но я все-таки пробил эту идею. Мы заказали клип у режиссера Влада Разгулина. Полностью отвергли идею одевания Баскова во фрак, в бабочку. Коля надел майку, пиджак, который сбросил, и исполнял песню в майке на фоне симфонического оркестра. На «Мосфильме» мы сняли клип и запустили его в эфир летом 1999 года. Осенью этот клип уже побеждал во всех хит-парадах «Европы-плюс» на ТВЦ. С него и начался взлет Баскова. «&»: Его феноменальный взлет многие воспринимают как внезапный, неожиданный. А некоторые говорят, что он - просто продукт, вылепленный талантливыми продюсерами из ничего. Можно ли вылепить звезду из ничего? Р. Д.: Внезапных взлетов не бывает. Ведь у Коли Баскова была уже определенная подготовка, когда мы с ним познакомились. Он с 12 лет пел в опере. Мы лишь помогли ему пробиться и найти свое лицо. А «из ничего» что-то вылепить невозможно. Люди стали понимать, что есть богатые, которые вкладывают безумные деньги в своих жен или в гражданских жен, «раскручивают» их, делают им клипы по $80-120 тысяч, крутят на центральных каналах. Ну и что? Все равно на них не ходят. Залы они не соберут. А если парень в 23 года мог собрать 7 концертных залов «Россия», если он в 24 года мог собрать 4 раза зал Кремлевского дворца по 6 тысяч человек каждый. То о чем мы говорим? Пусть злопыхатели пойдут и сами соберут хоть полтысячи зрителей в каком-нибудь ДК. Люди с консерваторским образованием, которые всю жизнь ходят в филармонические залы, слушают его и говорят: да, это искренне, великолепно, голосовито! Конечно, замечают, что есть какие-то пробелы. Но на это один ответ - ему всего 25 лет. Он еще только учится, понимаете? Пускай доживет до 35, тогда можно будет спрашивать строго. Великие теноры мира начинали после 30-ти. Так что у Коли еще все впереди. «&»: И все-таки, в чем, по-вашему, секрет популярности Баскова? Р. Д.: Я думаю, в том, что он совершенно ни на кого не похож, его ни с кем нельзя сравнить. Знаменитые теноры в Италии, Испании - все в основном брюнеты. Басков же - блондин. И это очень подкупает русских, которые видят его и говорят: «О, это вам не Паваротти и Доминго. Это наш, русский Басков!». Даже в этом феномен его популярности. И он невероятно обаятельный. В нем есть романтизм, магнетизм, мощная энергетика и сексапильность. Он красив и безумно нравится женщинам. Они его настолько любят, что мы не знаем, что нам с этим делать, - просто кидаются на него после концертов, передают ему торты, колбасу, даже консервированные огурцы. Он символизирует успех самим своим образом. Он может завести зал. Его талант и непохожесть на других позволяет говорить об уникальности продукта. А это - необходимое условие успеха в шоу-бизнесе. «Pаскрутка» звезды«&»: Какими критериями должен обладать начинающий исполнитель, чтобы им заинтересовались профессиональные продюсеры? Р. Д.: Помимо того, что он должен уметь петь, он еще обязан быть артистом. Он должен быть немного нагловатым. Должен быть лучезарным. От него должно исходить обаяние, доброта. Он должен отдавать людям лучезарную улыбку, красивые добрые слова, дарить зрителям общение. Но, к сожалению, очень мало среди артистов людей, способных на это. «&»: Какие есть ограничения для начинающего, если его уже взяли в работу, на какие ошибки он не имеет права? Р. Д.: Когда мы начинали заниматься Басковым, ему были предоставлены абсолютно все условия для нормального существования, прежде чем он достигнет уровня звезды. Поэтому ему положили определенную сумму оклада, чтобы он мог позволить себе пойти в хороший ресторан, в дорогой фитнесс-центр, к хорошему стоматологу, купить хорошую одежду и т. п. В контракте обусловлены также ограничения. Команда не даст человеку свалиться в пропасть, спиться и скуриться. Но Басков, слава Богу, относится к этому совершенно отрицательно. Он может выпить бокал глинтвейна один раз в три месяца. И то перед сном, после тяжелого концерта на гастролях. А так он вообще не пьет и не курит. В этом плане мне очень повезло - мне не приходится его пьяным вдрабадан затаскивать в лифт. Есть такие артисты, которых надо нести на себе в номер после ресторана. Не буду называть имена, но таких в России очень много. «&»: Басков уже сейчас получает такие же гонорары, как у западных звезд или ему еще к этому надо долго идти? Р. Д.: Как вам сказать... Некоторые звезды Запада не имеют такого количества проданных носителей, как у Баскова, в силу того, что у нас огромная страна по территории, по количеству населения. А по гонорарам я точно не могу сказать, но мне известно, что ведущие оперные певцы, которые исполняют главные партии в «Ла Скала», получают в 2 раза меньше, чем Басков за сольный концерт в Екатеринбурге или в Киеве. «&»: Как происходит «раскрутка» мегазвезд на Западе, и что полезного для себя вы могли бы оттуда взять? Р. Д.: У них «раскрутка» происходит совершенно по-другому, потому что там другое законодательство. У нас артисты зарабатывают посредством концертной деятельности, а у них концерты идут в дополнение к носителям, т. е. к продажам аудио- и видеопродукции. У нас это невозможно делать. Вот мы на заводе Sony в Австрии выпустили диск, завезли в Россию, провели презентацию. На следующий день по всему СНГ уже лежали пиратские копии. Я недавно был в Ялте, где испытал полный шок, - там продается новый альбом Н. Баскова «Шарманка». Такого альбома нет в природе. У нас есть только песня Игоря Крутого «Шарманка», которая вошла совсем в другой альбом. Поэтому говорить о том, как происходит «раскрутка» мегазвезд на Западе, совершенно бесполезно здесь, у нас. Там это происходит по схеме, неприемлемой для нас: выпускается альбом, артист в поддержку этого альбома полгода ездит по стране за чисто символические деньги. В свое время можно было пригласить Рикки Мартина в Москву за $30 тысяч. Но для этого надо было обязательно на $300 тысяч взять его дисков с правом пролонгации, т. е. взять на продажу и отдать ему деньги. Они все так делают - и Рикки Мартин, и Мадонна, и другие мегазвезды. «&»: Но Басков все-таки не дает такое безумное количество концертов, как это вынуждены делать другие? Почему? Р. Д.: Да, Басков не дает больше пяти концертов в месяц. Конечно, мне как коммерсанту было бы выгоднее, если бы он «чесал» по 25 концертов в месяц, как другие. Но мы его бережем. Для тенора возраст 25 лет - это только рождение голоса. Поэтому чересчур напрягать его нельзя. К тому же, помимо концертов в регионах СНГ, он постоянно занимается в Большом театре у своего педагога Л. Шеховой, которая его ведет с 12 лет. И с Монсеррат Кабалье в Барселоне. А когда у него «Евгений Онегин» в Большом театре, он перед этим неделю вообще не поет - там у них свои правила. «&»: Вкладывать деньги в «раскрутку» звезды - это выгодная инвестиция? Р. Д.: Безусловно. Я считаю, если человек талантлив, и ты это чувствуешь, и у тебя есть свободные средства, которыми ты можешь рискнуть, вложив в него, то это несомненно надо делать. Как родителям, которые видят, что их ребенок к чему-то проявляет интерес, в таком случае нужно отказать себе в норковой шубе или в дорогостоящем турне на Канары и вложить эти деньги в зарплату педагога, чтобы он развил в ребенке ту или иную изюминку. Например, родители Коли Баскова в свое время продали все свое имущество, завещанное им их родителями, - квартиру, дом в деревне, дачу. Чтобы он смог учиться у опытных педагогов. Потом все равно все воздастся. «&»: Когда, как вы думаете, начнут возвращаться средства, затраченные на проект Баскова? Р. Д.: Мое мнение: средства уже давно вернулись. А по мнению моего шефа Бориса Шпигеля, это - вообще некоммерческий проект, потому что он вложил деньги для души, чтобы самому радоваться за талантливого человека. Ему приятно сидеть на концертах Коли Баскова и смотреть на то, что им создано. И на музыке он не собирается делать деньги. У него есть другой серьезный бизнес. У нас с ним два совершенно противоположных мнения по этому поводу, мы даже стараемся не говорить на данную тему. Харизмы не хватает«&»: Специально под Баскова был создан продюсерский центр «Музыка. Совершенство. Красота». Какова рентабельность центра, если он занимается только одним исполнителем, или этого достаточно? Р. Д.: Вообще-то мы предполагали, что будем приглашать других артистов, которых тоже станем «раскручивать». Мы пытались взять двух-трех человек и создать из них звезд хорошего масштаба. Взялись за бывшую группу «О-хо-хо», переименовали ее в группу «Президент» и записали 6-7 песен. Но у нас ничего не получилось с ними, потому что мы не нашли никаких точек соприкосновения: они видели себя в иной ипостаси. Поэтому мы разбежались еще до начала их «раскрутки». Одновременно мы взялись за одного молодого парня - баритона, который учится в Москве в консерватории. Даже подписали с ним контракт. Потом поняли, что поет он божественно, но говорить совершенно не умеет, отвечать на вопросы тоже. В нем нет ни харизмы, ничего. «&»: А эта самая харизма должна быть обязательно, помимо таланта, скажем? Р. Д.: И харизма, и артистизм, и талант. Все три составляющие должны быть. Когда этого нет, ничего не получится. Сейчас не те времена. Если у молодого исполнителя будет голос, харизма, и мы увидим изюминку, то с удовольствием пригласим педагогов по вокалу, фониаторов, специалистов, которые будут им заниматься. Потому что у Баскова ведь тоже не все сразу получалось. Помимо того, что он пел, мы же его всего обрамили: и балет, и бэк-вокал, и костюмы, и репетиционная база, и студия - много было составляющих. Все это у нас сегодня есть. Мы давно мечтаем с Борисом Шпигелем найти молодой баритон или тенор, от 20 до 25 лет, который был бы очень голосовитый, хотел бы петь и посвятить себя сцене. Конечно, хотелось бы создать что-то красивое, нечто подобное Баскову. Есть желание найти молодую девушку, которая обладала бы меццо-сопрано, хотела бы учиться, работать и быть популярной. Мы ищем людей веселых, с харизмой, которые этим живут, дышат искусством, не успокаиваются. Но чаще к нам приходят молодые люди баз огонька в глазах. Когда мы впервые послушали Баскова, у нас сразу возникло такое ощущение: «Ах! Вот это да! Это точно стрельнет». А сейчас слушаем того или иного исполнителя, и этого «ах» нет. http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=2735&Callback=73 | ||||
|
Всего комментариев: 6 | ||||||
| ||||||