12:44 О суевериях устами летчика-космонавта, генерал-майора, нашего земляка, Талгата Мусабаева. | |
Полеты во сне и наяву О суевериях устами летчика-космонавта, генерал-майора, Героя России и Казахстана Талгата Мусабаева Происхождение многих суеверий космонавтов необъяснимо, но уже десятки лет они неукоснительно соблюдаются, несмотря на то что космическая отрасль перешла на совершенно новую ступень развития. Все космонавты признаются, что самый тяжелый период в их жизни и работе – предстартовый, последние дни и, особенно, часы перед запуском. И не только из-за сотен и сотен последних тренировок и инструктажей. Тяжело психологически из-за возможных случайностей, которые могут переместить основной экипаж на место дублирующего: например, один из членов экипажа легко простыл, или врачи обнаружили за несколько минут до старта какой-либо изъян в здоровье, и весь экипаж снова будет ждать своего полета годами. Расслабляются космонавты лишь тогда, когда ракета отрывается от стартового стола. Понедельник – день тяжелый Начало космическим суевериям положил знаменитый генеральный конструктор Сергей Королев. Именно из-за него запуски российских космических аппаратов никогда не назначаются на понедельник. Достоверно известно, что генеральный конструктор не любил старты по понедельникам и всегда переносил дату, если она выпадала на понедельник. Почему – так и осталось большой загадкой. Тем не менее свою точку зрения Королев отстаивал на самом верху, из-за этого даже разгорались нешуточные конфликты. Космические корабли по понедельникам в Советском Союзе не летали первые три года космической эры. Затем начали летать, из-за чего произошло 11 аварий. Стартовавшая 10 октября (понедельник) 1960 года ракета-носитель «Молния» с автоматической станцией для исследования Марса взорвалась. Следующая попытка запустить космический корабль в понедельник была предпринята 11 ноября 1961 года. Cпутник-разведчик «Зенит» на орбиту так и не попал – взорвалась ракета-носитель. Автоматическая станция, которая должна была достичь Венеры, была благополучно выведена на орбиту 11 ноября 1963 года (понедельник), но там и осталась. Не сработал разгонный блок. 20 апреля 1964 года (понедельник) была предпринята пятая попытка запустить станцию, предназначенную для мягкой посадки на Луну. Взорвалась ракета-носитель. Бытует мнение, что с 1965 года понедельник считается в советской, а теперь и российской космонавтике чуть ли ни официальным «нестартовым» днем. Однако Талгат Мусабаев не припоминает, чтобы в современной космонавтике старт откладывался именно по вине «понедельника». По его словам, сейчас успешный старт зависит от светотеневой и баллистической обстановки и еще ряда факторов. Женщина на корабле Говорят, из-за суеверий Валентину Терешкову боялись посылать в космос – все вспоминали старую морскую примету насчет женщины на корабле. Но советское руководство суеверием не отличалось. В 1963 году, накануне Международной конференции женщин в Москве, в космос должна была лететь именно женщина. Хотя сама Валентина Терешкова сильно переживала по поводу приметы о «женщине на корабле» и до старта, и после него. Как ни странно, даже современные космонавты на практике неоднократно убеждались в истинности приметы. «Счастливый» оператор У знаменитого главного конструктора Сергея Королева был «счастливый» оператор, который всегда нажимал по команде на кнопку «старт», капитан Смирницкий. Ни один пуск ракеты не обходился без Смирницкого. Даже когда у того была экзема, он все равно нажимал на кнопку, потому что Королев считал, что у этого человека «легкая рука». И сегодня на «Байконуре» есть продолжатели Смирницкого, обладатели «легких рук». «Таня» На космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут «Таня». Говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Ходили слухи, что однажды, когда забыли вывести на корпусе счастливое имя, ракета перед стартом взорвалась. Талгат Мусабаев эту примету считает полной глупостью. Из-за одного солдата, стоявшего в карауле, которому на ум взбрело нацарапать на ракете слово «Таня», пришлось потратить миллионы долларов на ремонт. Автографы и кино На «Байконуре» вечером перед стартом космонавты обязательно смотрят «Белое солнце пустыни». Из-за несоблюдения этой традиции возможен срыв полета. А утром перед стартом каждый член экипажа раньше прилежно расписывался на двери гостиничного номера. Когда-то двери гостиницы на «Байконуре» были покрыты росписями космонавтов снизу доверху. Закрашивать или смывать их было категорически запрещено. Перед последним стартом «Союза ТМА-8» с «Байконура», на котором присутствовал Талгат Мусабаев, члены экипажа «Союза» были неприятно удивлены отсутствием любимых исписанных дверей. В гостинице, по мнению г-на Мусабаева, сделали не очень хороший ремонт, и уникальные двери, которые стоят миллионы, куда-то «испарились». Космонавты никогда не давали автографов до первого полета. Однако сегодня эта традиция нарушается повсеместно. Говорили, что весь экипаж обязательно должен расписаться на бутылке водки, которую выпивают уже на Земле, в казахской степи, после удачного приземления. Талгат Мусабаев назвал эту якобы традицию ерундой, с которой ни разу в своей практике не сталкивался. Не то чтобы все космонавты трезвенники, но после приземления они водку точно не пьют, не до нее, если учесть, что порой членов экипажа увозят в реанимацию. Все провожающие экипаж, кроме самих космонавтов, перед стартом выпивают по бокалу шампанского, что уже давно стало традицией. «Орошение» колеса Еще Юрий Гагарин положил начало традиции усердного «орошения» колеса автобуса, на котором космонавтов везут к стартовой площадке. Другие приписывают эту традицию все тому же генеральному конструктору Сергею Королеву, который обязательно «орошал» ракету перед запуском. По словам Талгата Мусабаева, космонавтов даже заставляют это делать, причем орошать нужно не любое, а именно правое заднее колесо автобуса. Хотя у этого суеверия есть объективные причины, можно сказать, физиологические. Ведь впереди – часы полета в герметичном скафандре, сходить по нужде не будет никакой возможности. Несчастливые даты Были на «Байконуре» и «несчастливые даты». Старт никогда не назначался на 24 октября. В этот день вообще не проводились никакие серьезные работы на стартовых площадках. 24 октября 1960 года на стартовом столе «Байконура» произошел взрыв ракеты-носителя МБР Р-16, погибли десятки человек. 24 октября 1963 года на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9А. Сгорели восемь человек. Сейчас к этому суеверию на «Байконуре» относятся менее трепетно. С момента обретения независимости старт ни разу не откладывался по этой причине. Усатых – не пущать В космос долго не пускали усатых. Якобы во время полета усатого космонавта Виталия Жолобова были неполадки, и программу пришлось прекратить досрочно. Талгат Мусабаев, который, кстати, тоже носит усы, сказал, что такого суеверия в космонавтике никогда не было, а внештатная ситуация, произошедшая в 1976 году во время полета Виталия Жолобова и Бориса Волынова на орбитальной станции «Салют-5», произошла исключительно по причине психологической несовместимости космонавтов, которые чуть было не подрались. И усы Жолобова тут были вовсе ни при чем. Земля в иллюминаторе Существуют высказывания, что в полет космонавты берут с собой веточку полыни, так как она дольше остальных растений сохраняет запах и напоминает о Земле, а на стартовый комплекс экипаж принято провожать под песню «Земля в иллюминаторе». Талгат Мусабаев никогда полынь на борт не проносил. Это запрещено, поскольку посторонние запахи могут вызвать у членов экипажа аллергию в закрытой атмосфере. Свободное время Если бы не состояние невесомости, космонавты в свободное время могли бы играть в карты. Но, увы, это занятие приходится откладывать на потом. А вот петь любимые песни на борту или готовить из космических полуфабрикатов торты – это занятие вполне достойное и приносит удовольствие. Космические байки Одного инженера научно-производственного объединения, разрабатывавшего космические ракеты, отправили в командировку на «Байконур». Ситуация: кругом степь, женщин практически нет, развлечений – ноль, что мужикам остается делать? Правильно. Но вот с этим проблема: водки не достать, как-никак «Буран» к старту готовят, ракеты взлетать должны. Как на любом подобном производстве, спирта на космодромах предостаточно, но он только для технических нужд, и чтобы его получить на складе, нужно веское объяснение за подписью начальника. Вот однажды этот инженер написал служебную записку следующего содержания: «В связи с необходимостью выпуска стенгазеты прошу выдать 3 (!) литра спирта для заправки фломастеров (!!!)». Что интересно, спирт ему выдали... http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=154&pub=3471 | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |