14:48 СУРАНШЫ БАТЫР | |
СУРАНШЫ БАТЫР
(1815 - 1865) (казахский батыр)
В яркой плеяде казахских батыров XIX века видное место занимает Сураншы батыр, потомок прославленного Карасай батыра, из племени Шапрашты. Знаменитые акыны Жетысу Суюнбай и Жамбыл воспели его в героическом эпосе «Сураншы батыр»:
Сураншы в утесах жил. Он с орлятами дружил. Сердце барса в львином теле Сураншы родной носил. Потомки Карасая – сплошь батыры, Устроившие врагу смерть и ад. Слухи о героизме Сураншы, Саурыка Быстрее ветра по степи летят! Во второй половине XVIII века образовалось мощное Кокандское ханство, которое простиралось от Памира до реки Или. Возле крупных городов кокандцы построили крепости, в которых жили наместники хана – беки. Крепости охранялись многочисленными сардарами – головорезами. Наместники хана брали с казахов налоги, взимали дань скотом и продовольствием. Простолюдины гнулись под непосильным бременем кокандского ига. В 1858 году произошло крупное восстание казахского народа против кокандцев. Возглавил его Сураншы батыр. Ставленники хана Кудияра призывали народ к повиновению. Им вторили некоторые придворные акыны. Настоящие же акыны, такие как Суюнбай, звали народ к борьбе. Они призывали молодежь примкнуть к отрядам Сураншы батыра. Доказывая слово делом, Суюнбай акын сам вооружается, садится на коня и становится неизменным попутчиком и соратником Сураншы батыра, освободившего территорию Жетысу. Доблестные сарбазы Сураншы батыра прогнали войско хана Кудияра за пределы своей земли. Аулие-ата (город Тараз), Мерке, Чу вздохнули свободно. Ведь ранее на базарах этих городов продавали казахов в рабство, молодые красивые девушки являлись живым товаром. О храбрости и находчивости Сураншы батыра говорит и такой факт. После смерти двоюродного брата, батыра Саурыка, бывшего намного старше Сураншы, киргизский хан Орман участил набеги на соседние казахские аулы. Чтобы задобрить Ормана, старейшины племени Шапрашты послали к нему делегацию с двадцатью вороными иноходцами и с девятью верблюдами, нагруженными подарками. Орман не взял даров, надругался над посланниками, отправив их пешими без одежды через перевал. Узнав об этом, молодой Сураншы собрал 40 джигитов и стал наблюдать за аулом Ормана, выжидая удобный случай. Однажды киргизский хан послал в Ак-бекет караван за зерном. По возвращении каравана джигиты Сураншы батыра подстерегли его у Кичи-Кемина. Они увели груженый зерном караван верблюдов, взяли в плен сыновей хана Ормана Абыла и Жантая, манапов. Простолюдинов же, сопровождавших караван, отпустили. Через них Сураншы батыр передал привет хану Орману с предупреждением: «Если в три дня не придете с повинною, отрублю вашим сыновьям головы». Всполошились киргизы. Хан отправил людей к Сураншы с богатыми дарами. Но Сураншы не позволил даже приблизиться им к своему аулу. Тогда Орман хан, надев на шею хомут, обернутый кошмою, приполз на коленях и со слезами просил Сураншы пощадить своих сыновей и манапов. С собою он пригнал 180 отборных коней, 900 баранов и караван с дарами. Только после этого Сураншы освободил пленников, напомнив им о содеянном… С приходом в Казахстан и Среднюю Азию русских, Сураншы батыр участвовал в боях с кокандцами за освобождение южных городов: Шымкента, Туркестана, Ташкента. В 1861 году в Жетысу проник кокандский ставленник Канагат шах. В Узун-Агаче состоялась битва, в которой Сураншы батыр сражался в чине прапорщика. Вместе с начальником Алатауского округа подполковником Г.А.Колпаковским они изгнали сорокатысячное войско Канагат шаха. В 1865 году Г.А.Колпаковским и М.Г.Черняевым был взят город Ташкент. Сураншы батыр не дошел до них. Он сражался за освобождение города Сайрам. Этот бой для него оказался последним. Коварные враги заманили батыра в высокую башню. Поняв, что оказался в ловушке, Сураншы батыр сказал преданному другу Сарыбаю: «Нам не спастись теперь. Если останешься жив, поезжай на родину и поведай казахам о наших деяниях». Сказав это, доблестный Сураншы батыр схватил друга в охапку и выкинул за высокую стену. Сарыбай батыр, несмотря на сломанное бедро, дошел до своих, и привел вспомогательный отряд. Но было уже поздно. Кокандцы перебили немногочисленных сарбазов вместе с Сураншы батыром. По этому поводу в «Военном вестнике» № 5 за 1865 год было напечатано: «В Сайрамской битве возле крепости Чимкент погиб, проявив беспримерное мужество, народный герой, прапорщик Сураншы Хаким-бек…» Упорно сопротивлявшееся Кокандское ханство, наконец, пало. Казахские сарбазы победоносно возвратились в Жетысу. Траурный кортеж медленно двигался по направлению к Алатау. Грустно развивался флаг с волчицею. Тулпар Сураншы батыра Актуяк без гривы и хвоста, с седлом, установленным задом наперед, понуро следовал за мертвым хозяином. Ни в одном ауле не останавливался траурный караван, как бы ни просили. Только в безводной степи люди отдыхали и подкреплялись пищей. День и ночь ехали они и достигли отрогов родного Алатау. Радость и горе смешались. Ненавистных кокандцев, не дававших спокойно жить не одному поколению казахов, разгромили в пух и прах. Но какой ценой! Нет в живых Сураншы батыра! Пять раз в день совершал намаз Сарыбай би, и когда называл имя Сураншы батыра, слезы лились ручьем по лицу. Голову его камнем клонило к земле, и не в силах поднять ее, с тяжелым вздохом шептал: «Барс мой, не увидевший воплотившейся мечты своей!» Три раза в день тулпар Актуяк тихо ржал, поджав живот и озираясь вокруг, искал своего хозяина, незабвенного Сураншы батыра…
У каждого народа есть свои святыни, связанные с понятием чести, достоинства, славы и гордости нации. У казахов традиционно на первом месте среди всех национальных святынь, как «сияние звездного неба», светятся имена и образы великих исторических личностей, внесших свой вклад в дело создания единой казахской нации, укрепления государственного суверенитета, защиты священных рубежей Отечества. Батыры… Сотни народных героев прославили и обессмертили свои имена в веках. В тяжелые минуты испытаний они поднимали народ на борьбу, проявляя незаурядный талант полководцев, и ценой невероятных усилий, а порой и жизни, вели его к победам. Нет сомнения в том, что имена славных батыров вечно будут храниться в памяти казахского народа и бережно передаваться из поколения в поколение. «Погиб батыр, но остался народ. И если народ этот будет сплоченным, разве не родятся в нем другие герои! Разве они не продолжат дело его? И разве мечтаний своих не достигнут? Не плачь, если дед твой от вражьей руки принял смерть и отец твой погиб! Имя героя в сердце народ сохранит. Кто же мертвым его назовет! Пусть он жизнь свою прожил в скитаньях великих – цели своей он добился и из жизни ушел, не жалея о прожитых днях». Это предание было сложено когда-то древним жырау, а сказитель - жыршы повторил его нам. Запомни, чем оно кончается: «Мечта героя – служить народу. Цель героя – прославить народ! И всякий потомок, что мечтаний
своих не предает, не откажется от намеченной цели, - достигнет ее. Так пусть же
высокими будут ваши мечтанья!» СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Абыз – много знающий, широко образованный человек «Азрет султан» - священное место, усыпальница выдающихся деятелей Акынак – кинжал Ак суйек – буквально «белая кость». Этот социальный слой
занимал самое высокое положение и пополнялся лишь в силу
происхождения: ханы, султаны, ходжи «Актабан шубырынды» - период нашествия джунгар, «Годы великого бедствия» Аргамак – чистокровная породистая лошадь Арнау – посвящать, предназначать Аулие – безгрешный, святой Барымта – насильственный угон скота Батыр (тюрк. багатур, «богатырь») – военачальник, выдающийся
воин у тюркских и монгольских народов; человек, прославившийся военными
подвигами, удальством, силой Бахадур – синоним слова батыр Бек – титул мелкого феодального правителя и должностного
лица Бий - судья Вилайет – окрестность вокруг чего-то Гаклия – завет, назидание, поучение, трактат Дабыл – музыкальный инструмент в виде барабана для
оповещения сбора людей «Жеты жаргы» - свод норм обычного права Жузбасы – командир отряда, сотник Жыр – песня, причитание, рассказ в стихах, былина о
героях, один из жанров казахской народной поэзии Калмак – калмык Кара суйек – буквально «черная кость», в эту социальную группу
входят бии, батыры и др. Кистень – холодное оружие в виде стальной пластинки,
надеваемой на пальцы и зажимаемой в кулак Кун – штраф, оплачиваемый за злодеяние Курултай - собрание,
совещание Ликург – легендарный спартанский законодатель Майдан – поле битвы, арена борьбы Манап – привилегированное сословие феодально-родовой
верхушки (у киргизов и отчасти у казахов) Моголистан – феодальное государство, основанное в 40-х гг. XIV века потомком Чингис хана Тоглук-Тимуром после
распада Джагатайского улуса Мынбасы – командир полка, начальник тысячи Намаз – молитва Нарт - глава
крупного военного соединения Нойон (монг. господин, князь) – светский феодал в Монголии Ноян – боевой барабан Нукер – слуга, чиновник, дружинник, придворный Ойраты – джунгары Сарбаз – воин, боец, доброволец Сардар – начальник, предводитель воинов Сириус – самая яркая звезда на небе Султан – верховный правитель в мусульманских странах Сюзерен – крупный феодал Тархан – у тюркских народов в средние века название феодала
(князя), социальной группы, освобожденной от налогов Тебеневка – пастьба скота на пастбищах, покрытых снегом
(тебин – зимнее пастбище под снегом) Толгау – стихотворение-размышление (вид поэтического
произведения) Толенгут – слуга Торе – господин, начальник (потомок Чингисхана) Тулпар – крупное военное соединение Туменбасы – командир крупного военного соединения Тугай – леса в пустынях Средней и Центральной Азии,
встречающиеся в долинах рек с близким залеганием пресных грунтовых вод Улус (монг. государство, народ, люди) – группы семейств,
подчиненных нойонам и кочевавших на их землях Хан – самый верховный правитель Ходжа – духовное лицо в Средней Азии Хунтайджи – верховный судья, правитель Шаруа – крестьянин Шежире – родословная, летопись Эмир (араб.) – повелитель, в странах востока титул мусульманских правителей, равнозначный титулу князя По материалам Интернета. =USHKONYR= | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||