14:48
СУРАНШЫ БАТЫР

СУРАНШЫ БАТЫР

(1815 - 1865)



(казахский батыр)

В яркой плеяде казахских батыров XIX века видное место занимает Сураншы батыр, потомок прославленного Карасай батыра, из племени Шапрашты. Знаменитые акыны Жетысу Суюнбай и Жамбыл воспели его в героическом эпосе «Сураншы батыр»:


       Сураншы в утесах жил.

       Он с орлятами дружил.

       Сердце барса в львином теле

       Сураншы родной носил.

       Потомки Карасая – сплошь батыры,

       Устроившие врагу смерть и ад.

       Слухи о героизме Сураншы, Саурыка

       Быстрее ветра по степи летят!


Сураншы Акынбекулы родился в 1815 году в ауле Каргалы Верненского уезда. Его прадед Туркпен и дед Даулет – знаменитые батыры XVIII века, отважные военачальники, защищавшие народ и отстаивавшие землю свою в жестоких схватках с джунгарами. Сураншы батыр, подобно дедам своим, боролся за свободу и независимость народа, не жалея ни сил, ни жизни своей.

Во второй половине XVIII века образовалось мощное Кокандское ханство, которое простиралось от Памира до реки Или. Возле крупных городов кокандцы построили крепости, в которых жили наместники хана – беки. Крепости охранялись многочисленными сардарами – головорезами. Наместники хана брали с казахов налоги, взимали дань скотом и продовольствием. Простолюдины гнулись под непосильным бременем кокандского ига.

В 1858 году произошло крупное восстание казахского народа против кокандцев. Возглавил его Сураншы батыр.

Ставленники хана Кудияра призывали народ к повиновению. Им вторили некоторые придворные акыны. Настоящие же акыны, такие как Суюнбай, звали народ к борьбе. Они призывали молодежь примкнуть к отрядам Сураншы батыра. Доказывая слово делом, Суюнбай акын сам вооружается, садится на коня и становится неизменным попутчиком и соратником Сураншы батыра, освободившего территорию Жетысу. Доблестные сарбазы Сураншы батыра прогнали войско хана Кудияра за пределы своей земли. Аулие-ата (город Тараз), Мерке, Чу вздохнули свободно. Ведь ранее на базарах этих городов продавали казахов в рабство, молодые красивые девушки являлись живым товаром.

О храбрости и находчивости Сураншы батыра говорит и такой факт. После смерти двоюродного брата, батыра Саурыка, бывшего намного старше Сураншы, киргизский хан Орман участил набеги на соседние казахские аулы. Чтобы задобрить Ормана, старейшины племени Шапрашты послали к нему делегацию с двадцатью вороными иноходцами и с девятью верблюдами, нагруженными подарками. Орман не взял даров, надругался над посланниками, отправив их пешими без одежды через перевал. Узнав об этом, молодой Сураншы собрал 40 джигитов и стал наблюдать за аулом Ормана, выжидая удобный случай. Однажды киргизский хан послал в Ак-бекет караван за зерном. По возвращении каравана джигиты Сураншы батыра подстерегли его у Кичи-Кемина. Они увели груженый зерном караван верблюдов, взяли в плен сыновей хана Ормана Абыла и Жантая, манапов. Простолюдинов же, сопровождавших караван, отпустили. Через них Сураншы батыр передал привет хану Орману с предупреждением: «Если в три дня не придете с повинною, отрублю вашим сыновьям головы». Всполошились киргизы. Хан отправил людей к Сураншы с богатыми дарами. Но Сураншы не позволил даже приблизиться им к своему аулу. Тогда Орман хан, надев на шею хомут, обернутый кошмою, приполз на коленях и со слезами просил Сураншы пощадить своих сыновей и манапов. С собою он пригнал 180 отборных коней, 900 баранов и караван с дарами. Только после этого Сураншы освободил пленников, напомнив им о содеянном…

С приходом в Казахстан и Среднюю Азию русских, Сураншы батыр участвовал в боях с кокандцами за освобождение южных городов: Шымкента, Туркестана, Ташкента. В 1861 году в Жетысу проник кокандский ставленник Канагат шах. В Узун-Агаче состоялась битва, в которой Сураншы батыр сражался в чине прапорщика. Вместе с начальником Алатауского округа подполковником Г.А.Колпаковским они изгнали сорокатысячное войско Канагат шаха.

В 1865 году Г.А.Колпаковским и М.Г.Черняевым был взят город Ташкент. Сураншы батыр не дошел до них. Он сражался за освобождение города Сайрам. Этот бой для него оказался последним. Коварные враги заманили батыра в высокую башню. Поняв, что оказался в ловушке, Сураншы батыр сказал преданному другу Сарыбаю: «Нам не спастись теперь. Если останешься жив, поезжай на родину и поведай казахам о наших деяниях». Сказав это, доблестный Сураншы батыр схватил друга в охапку и выкинул за высокую стену.

Сарыбай батыр, несмотря на сломанное бедро, дошел до своих, и привел вспомогательный отряд. Но было уже поздно. Кокандцы перебили немногочисленных сарбазов вместе с Сураншы батыром. По этому поводу в «Военном вестнике» № 5 за 1865 год было напечатано: «В Сайрамской битве возле крепости Чимкент погиб, проявив беспримерное мужество, народный герой, прапорщик Сураншы Хаким-бек…»

Упорно сопротивлявшееся Кокандское ханство, наконец, пало. Казахские сарбазы победоносно возвратились в Жетысу.

Траурный кортеж медленно двигался по направлению к Алатау. Грустно развивался флаг с волчицею. Тулпар Сураншы батыра Актуяк без гривы и хвоста, с седлом, установленным задом наперед, понуро следовал за мертвым хозяином. Ни в одном ауле не останавливался траурный  караван, как бы ни просили. Только в безводной степи люди отдыхали и подкреплялись пищей. День и ночь ехали они и достигли отрогов родного Алатау. Радость и горе смешались. Ненавистных кокандцев, не дававших спокойно жить не одному поколению казахов, разгромили в пух и прах. Но какой ценой! Нет в живых Сураншы батыра! Пять раз в день совершал намаз Сарыбай би, и когда называл имя Сураншы батыра, слезы лились ручьем по лицу. Голову его камнем клонило к земле, и не в силах поднять ее, с тяжелым вздохом шептал: «Барс мой, не увидевший воплотившейся мечты своей!» Три раза в день тулпар Актуяк тихо ржал, поджав живот и озираясь вокруг, искал своего хозяина, незабвенного Сураншы батыра…


У каждого народа есть свои святыни, связанные с понятием чести, достоинства, славы и гордости нации. У казахов традиционно на первом месте среди всех национальных святынь, как «сияние звездного неба», светятся имена и образы великих исторических личностей, внесших свой вклад в дело создания единой казахской нации, укрепления государственного суверенитета, защиты священных рубежей Отечества.

Батыры…  Сотни народных героев прославили и обессмертили свои имена в веках. В тяжелые минуты испытаний они поднимали народ на борьбу, проявляя незаурядный талант полководцев, и ценой невероятных усилий, а порой и жизни, вели его к победам.  Нет сомнения в том, что имена славных батыров вечно будут храниться в памяти казахского народа и бережно передаваться из поколения в поколение.

«Погиб батыр, но остался народ. И если народ этот будет сплоченным, разве не родятся в нем другие герои! Разве они не продолжат дело его? И разве мечтаний своих не достигнут?

Не плачь, если дед твой от вражьей руки принял смерть и отец твой погиб! Имя героя в сердце народ сохранит. Кто же мертвым его назовет! Пусть он жизнь свою прожил в скитаньях великих – цели своей он добился и из жизни ушел, не жалея о прожитых днях».

Это предание было сложено когда-то древним жырау, а сказитель  - жыршы повторил его нам. Запомни, чем оно кончается:

«Мечта героя – служить народу.

Цель героя – прославить народ!

И всякий потомок, что мечтаний своих не предает, не откажется от намеченной цели, - достигнет ее. Так пусть же высокими будут ваши мечтанья!»



СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

 

Абыз – много знающий, широко образованный человек

«Азрет султан» - священное место, усыпальница выдающихся деятелей

Акынак – кинжал

Ак суйек – буквально «белая кость». Этот социальный слой занимал самое высокое положение и пополнялся лишь в силу                                             происхождения: ханы, султаны, ходжи

«Актабан шубырынды» - период нашествия джунгар, «Годы великого бедствия»

Аргамак – чистокровная породистая лошадь

Арнау – посвящать, предназначать

Аулие – безгрешный, святой

Барымта – насильственный угон скота

Батыр (тюрк. багатур, «богатырь») – военачальник, выдающийся воин у тюркских и монгольских народов; человек, прославившийся военными подвигами, удальством, силой

Бахадур – синоним слова батыр

Бек – титул мелкого феодального правителя и должностного лица

Бий - судья

Вилайет – окрестность вокруг чего-то

Гаклия – завет, назидание, поучение, трактат

Дабыл – музыкальный инструмент в виде барабана для оповещения сбора людей

«Жеты жаргы» - свод норм обычного права

Жузбасы – командир отряда, сотник

Жыр – песня, причитание, рассказ в стихах, былина о героях, один из жанров казахской народной поэзии

Калмак – калмык

Кара суйек – буквально «черная кость», в эту социальную группу входят бии, батыры и др.

Кистень – холодное оружие в виде стальной пластинки, надеваемой на пальцы и зажимаемой в кулак

Кун – штраф, оплачиваемый за злодеяние

Курултай -  собрание, совещание

Ликург – легендарный спартанский законодатель

Майдан – поле битвы, арена борьбы

Манап – привилегированное сословие феодально-родовой верхушки (у киргизов и отчасти у казахов)

Моголистан – феодальное государство, основанное в 40-х гг. XIV века потомком Чингис хана Тоглук-Тимуром после распада Джагатайского улуса

Мынбасы – командир полка, начальник тысячи

Намаз – молитва

Нарт -  глава крупного военного соединения

Нойон (монг. господин, князь) – светский феодал в Монголии

Ноян – боевой барабан

Нукер – слуга, чиновник, дружинник, придворный

Ойраты – джунгары

Сарбаз – воин, боец, доброволец

Сардар – начальник, предводитель воинов

Сириус – самая яркая звезда на небе

Султан – верховный правитель в мусульманских странах

Сюзерен – крупный феодал

Тархан – у тюркских народов в средние века название феодала (князя), социальной группы, освобожденной от налогов

Тебеневка – пастьба скота на пастбищах, покрытых  снегом  (тебин – зимнее пастбище под снегом)

Толгау – стихотворение-размышление (вид поэтического произведения)

Толенгут – слуга

Торе – господин, начальник (потомок Чингисхана)

Тулпар – крупное военное соединение

Туменбасы – командир крупного военного соединения

Тугай – леса в пустынях Средней и Центральной Азии, встречающиеся в долинах рек с близким залеганием пресных грунтовых вод

Улус (монг. государство, народ, люди) – группы семейств, подчиненных нойонам и кочевавших на их землях

Хан – самый верховный правитель

Ходжа – духовное лицо в Средней Азии

Хунтайджи – верховный судья, правитель

Шаруа – крестьянин

Шежире – родословная, летопись

Эмир (араб.) – повелитель, в странах востока титул мусульманских правителей, равнозначный титулу князя


По материалам Интернета.


=USHKONYR=

Категория: История | Просмотров: 6308 | Добавил: Ushkonyr | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Aigerim  
0
Очень интересно было почитать...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]