10:52
КТО ЖЕ ЖИЛ В РАЙОНЕ ФАБРИЧНОГО ДО НАС? Часть I.

КТО ЖЕ ЖИЛ В РАЙОНЕ ФАБРИЧНОГО ДО НАС?
(Материалы к будущим археологическим изысканиям в нашем районе)

Начало

(окончание здесь)


История нашего поселка Фабричный неразрывно связана с основанием первой в Казахстане суконной фабрики, которую начал строить еще в 1908 году верненский купец С.А. Шахворостов. История фабрики и поселка при ней подробно изложена на сайте «Г. Б. Паршин о поселке» (http://kargaly.ucoz.kz/news/2008-02-26-21).

Но люди жили здесь начиная с каменного века, оставив множество следов своего пребывания. Это и палеолитическая стоянка в Майбулаке (сайт «Ожерельева Д.В. «О древней цивилизации в палеолите» (http://kargaly.ucoz.kz/news/2008-04-03-108)), и обилие наскальных рисунков в ущелье Узун-Каргалы и Майбулаке, и печь для обжига керамики на Мичурина 16, и склад огромных хумов , обнаруженных при рытье котлована при строительстве одного из цехов комбината. Не менее интересны и многочисленные курганы (особенно в западной части района, например, в районе Каракастекской ГЭС, где отмечена цепочка из 18 курганов). Поражают воображение и грандиозные системы оросительных каналов (например, р. Каракастек – р. Кастек) и обилие древних арыков, отмечаемых практически в каждом широком отщелке. Впечатляет и городище Кастек, расположенное на выходе одноименной речки из гор. И, наконец, огромное количество развалин, отмеченных на крупномасштабных топографических картах (например, в районе с. Прудки отмечено более 220 развалин!) Все эти археологические памятники района до сих пор остаются совершенно неизученными и постепенно исчезают под плугом земледельца и бульдозером строителя. Теряются истоки нашей истории…

Чтобы приблизиться к решению вопроса, поставленного в заголовке, давайте проанализируем имеющиеся историко-археологические материалы, касающиеся территории предгорий Заилийского Алатау, схожих с теми, в которых находится Фабричный. Прежде всего, это районы Алматы и Талгара, как наиболее изученные в археологическом отношении.

Большое количество разнообразных памятников древности, расположенных на территории города Алматы раньше и частично сохранившихся до наших дней, случайные находки и материалы раскопок свидетельствуют о том, что освоение человеком района Алматы и ее пригородов произошло в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия местности стали важным фактором постоянного обитания здесь человека на протяжении нескольких тысячелетий.

Судя по археологическим находкам, предгорья Заилийского Алатау были обитаемы с эпохи неолита (а у нас – и палеолита, 27 тысяч лет назад люди уже жили в Майбулаке!). За три года археологических работ (2004-2006 гг., Ожерельев Д.В.) удалось выяснить, что местонахождение представляет собой крупные (свыше 3 м мощности) культурные напластования. Каменный инвентарь составляет порядка 2500 артефактов, среди которых орудия, нуклеусы, пластины, отщепы, отбойники, наковальни и т.д. Выявлены также 28 прокалов от кострищ красноватого, красновато-черного цветов и два крупных очага с каменной выкладкой из плитки, крупной гальки и булыжников. Среди других культурных останков один неопределимый фрагмент трубчатой кости и мелкие кости грызунов, вероятно, более позднего происхождения, находки моллюсков. В результате раскопок было выделено три культурных горизонта. На данный момент стоянка Майбулак является единственным исследованным стратифицированным памятником эпохи палеолита на обширной территории Юго-восточного Казахстана. Важно, что многослойные культурные отложения (свыше 3 м мощностью) включены в лессовую толщу останца и залегают в непотревоженном in situ состоянии, т.е. в том виде, в котором они были оставлены первобытным человеком. По предварительной датировке, основанной на технико-типологическом и сравнительном методах, памятник относится к эпохе позднего палеолита, вероятнее, к средней его поре. Радиоуглеродный анализ дает возраст в 27 тысяч лет.

Самые ранние следы появления человека в пределах современной Алматы относятся к III—II тысячелетию до н. э. Этим временем датируется полированная каменная мотыга, найденная на ул. Кашгарской накануне войны. Мотыга лежала на глубине 1,5 м в лессовом слое, перекрытом толстыми галечными наносами.

В различных местах города и прилегающих к нему районах (Малая станица, Ботанический сад, урочище Медео, дом отдыха «Турксиб») обнаружены случайные находки орудий труда и предметов быта II–начала I тысячелетия до н. э.

Долгое время эти находки носили случайный характер. Наконец, в 1984 году археологи института «Казпроектреставрация» на северной окраине столицы обнаружили поселение X—VIII вв. до н. э. Поселение занимало верхнюю площадку высокого мыса. Функционировало сравнительно короткий промежуток времени. Его обитатели жили в округлых, слегка углубленных в землю легких жилищах. Занимались скотоводческо-земледельческим хозяйством. На поселении найдены глиняные горшки, ладьевидной формы зернотерки, каменные песты, терочники и другой бытовой инвентарь. Жители поселения имели связи с земледельческими племенами Средней Азии — носителями культуры «расписной керамики».

Находки бронзового века во многих районах предгорий Заилийского Алатау, и, в частности, в районах Алматы, являются фактом заселенности этой территории во II—I тысячелетии до н. э. племенами андроновской культуры и поздней бронзы.

В эпоху ранней бронзы (IV-III тысячи лет до нашей эры) древние племена андроновцев заселяли огромное пространство от Енисея до Урала, и часть из них обжилась в Семиречье. Античное поселение сохранилось на склонах горы Кок-Тюбе, недалеко от телевизионной башни. В эпоху поздней бронзы (в Х—IХ вв. до н. э.) здесь находились оседлые племена, жители которых занимались земледелием и скотоводством.

В эпоху саков (VII—III век до н. э.) район Алматы служил местожительством сакских, а позднее — усуньских племен. От этого времени оставались многочисленные курганные могильники, среди которых выделялись огромные курганы знати. О роскоши захоронений свидетельствуют материалы из раскопок кургана Иссык.

Принято считать, что саки — это, прежде всего, кочевники, которые покорили половину Центральной Азии и дошли до Индии. Да, были среди них и воинственные кочевые племена, но в последние годы археологи обнаружили буквально десятки поселений саков и сменивших их усуней, проживавших в предгорной полосе Заилийского и Джунгарского Алатау еще в V веке до н. э.

В сокровищницу мировой цивилизации наши предки внесли, как выясняется, очень много. Это и сакский «звериный» стиль, который стал достижением мирового искусства, и курган Иссык, где саки с необыкновенной роскошью хоронили своих вождей, и наличие письменности. Жители Алматы активно занимались ремеслами. Они делали кузнечные изделия из железа, меди и бронзы. Торговали же наши предки не только внутри Семиречья, но и ходили с караванами в Китай и Европу.

Наиболее значительными и впечатляющими археологическими памятниками Алматы и ее окрестностей последующего времени являются курганы раннего железного века, оставленные племенами саков и усуней. Саки являлись наследниками культур эпохи бронзы. Племена саков жили с VIII в. до н. э. по первые века н. э. в Казахстане, Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане. Курганные могильники саков занимают огромные территории предгорных долин Заилийского Алатау. Они сосредоточены к востоку, западу и северу от Алматы; в районах Талгара, Иссыка, Тургеня, Кегеня, Каскелена, Узун-Агача, Чемолгана, Дмитриевки, Бурундая и т. д. Величественные курганы (крупнейшие из них достигают высоты 16—18 м, диаметра 90—100 м) тянутся цепочками вдоль террас и по краям сухих русел.

Территории Алматы и ее ближайших окрестностей в свое время были так же районом сосредоточения «царских» и рядовых погребений саков. Множество курганов этой эпохи располагалось в Тастаке, Большой и Малой станицах, в районах плодоконсервного комбината, Аксае, по берегам рек Большой и Малой Алматинок, Весновки, Карасу и других местах. Но постепенное расширение городской территории, интенсивная ее застройка и реконструкция привели к тому, что большинство курганов уничтожено, срыто и застроено частными и современными жилыми массивами. О местах расположения древних курганных некрополей теперь можно судить лишь по старым планам города, литературным источникам и воспоминаниям старожилов. Как показало обследование городской территории в 1984—86 гг., здесь не сохранилось ни одного кургана в «чистом», т. е. непотревоженном виде. А общая численность их составляет чуть более полутора десятка.

При раскопках сакских захоронений Алматы и ее окрестностей, а также при случайных обстоятельствах, нередко находят отдельные предметы и целые клады уникальных высокохудожественных изделий сакской культуры: бронзовые котлы, жертвенники, курильницы, оружие (кинжалы, наконечники стрел), удила, браслеты, глиняную посуду и зернотерки. Эти находки свидетельствуют, что район Алматы и прилегающие к ней земли были местами постоянных стойбищ сакских племен. А наличие мощных курганных некрополей, формировавшихся не одну сотню лет, позволяют считать Семиречье одним из центров их расселения. В таких курганах, в гробницах из бревен тянь-шаньской ели хоронили сакских царей и знать в богатых одеждах, украшенных золотыми нашивками, с наборными поясами, оружием, драгоценными изделиями, утварью, глиняной и деревянной посудой. О роскоши свидетельствуют материалы из раскопок кургана Иссык (символ Казахстана – золотой человек!).

Поселения второй половины I тысячелетия до н. э. в пределах Алматы обнаружены на пр. Аль-Фараби, по ул. 6-й Кирпично-Заводской. Раскопки показали, что это было полуоседлое поселение типа постоянного сезонного стойбища или кочевья. При раскопках найдены зернотерки, терочники, керамическая посуда, пряслица, кости животных. В нижнем слое памятника обнаружены очаги. Основным занятием было скотоводство. О занятии земледелием говорит огромное количество зернотерок. Остатки такого типа поселений и аналогичная керамика известны в других местах города (РУРТ, район автостанции «Таугуль», склон г. Кок-Тюбе на левом берегу р. Казачки).

Большая коллекция сакских бронзовых светильников, котлов и жертвенных столов собрана на территории Алматы и вблизи него. Интересен жертвенный стол, который известен как «семиреченский алтарь». Так, найденный до революции в окрестностях Верного он хранится в Эрмитаже и представляет собой стол на четырех низких ножках. По бортику расположены 25 фигурок крылатых барсов.

Уникальный светильник найден в Алматы на поверхности распаханного кургана. Это четырехугольный столик на конусовидной подставке. На четырех углах укреплены фигурки крылатых барсов. Котлы, светильники, жертвенники и другие ритуальные изделия из бронзы являлись принадлежностью сакских храмов или святилищ. Остатки одного (III—II вв. до н. э.) обнаружены на южной окраине Алматы. Здесь же найден бронзовый светильник — круглая жаровня на конусовидной ажурной подставке. В центре - скульптура конного лучника. Этот жертвенник связан с культом огня. Фигурка всадника-лучника воплощает солнечное божество Митру. О нем в Авесте и Ригведе сказано как о «владыке рогатого скота». Так что храм, где найден жертвенник — храм огня.

После того, как сакский племенной союз распался, политическая гегемония и земли Семиречья, Южного Казахстана перешли к племенным объединениям усуней и кангюев. У них были поселения — зимовки со стационарными жилищами, сооруженными из камня или глины.

В усуньское время на территории Алматы и ее окрестностей находилось несколько поселений. Одно из них располагалось на правом берегу р. Весновки, на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в 1936 г. были раскопаны зольники, обломки глиняной посуды с сетчатыми отпечатками. Поселение относилось к I—III вв. н. э. Аналогичная керамика была обнаружена в районе аэропорта. В начале 70-х гг. на территории совхоза «Горный гигант» было найдено ювелирное украшение IV—V вв., что говорит о наличии здесь жизни и позднее.

Все это говорит о значительной концентрации и долговременном обитании населения в районе Алматы и ее окрестностей в первой половине I тысячелетия н. э.

К более позднему усуньскому времени относится «Каргалинская диадема». Найдена она при загадочных обстоятельствах в горах Заилийского Алатау, у нас, в Каргалинском ущелье на высоте 2300 м. Это длинная золотая пластина из двух частей. Ее длина — 35 см, ширина — 4,7 см. На пластинке растительный орнамент с вплетенными в него фигурами марала и маралихи, между которыми находится феникс; затем крылатый тигр с сидящей на нем женщиной; далее крылатая лошадь на постаменте; дракон с женщиной на спине; над ними птица; снова крылатый конь на пьедестале; летящая птица; козерог, оседланный женщиной, медведь и птица над ним и архар, несущий на спине женщину. Вся композиция разделена на три части фигурами коней. В центре ее находится дракон, а процессии животных слева и справа от него направлены друг к другу. Глаза животных выполнены из вставок сердолика и альмандина, тела инкрустированы бирюзой.

Первый исследователь диадемы А. Н. Бернштам предположил, что диадема принадлежала шаманке, и датировал ее I в. до н. э.—II в. н э., предполагая, что в семантике изображений нашли отражение культовые влияния Ирана и Китая. Однако новейшие исследования позволили понять смысл изображений, определить их происхождение и расшифровать весь сюжет в целом, уточнена и датировка каргалинского захоронения — II в. до н. э. Изображения на диадеме связаны с широко распространившимся в Евразии культом богини-матери и бога плодородия Диониса. Греческий культ хорошо соотносился с важнейшим праздником восточных народов — Наурызом, справляющимся в день весеннего равноденствия. «Каргалинская диадема» как бы иллюстрирует описания дионисийских празднеств. Диониса изображали верхом на пантере, реже — на тигре. Главные животные дионисийского культа — олень и козел, медведь. Водоплавающие птицы — гуси-лебеди, изображенные на диадеме, символизировали плодородие. На «Каргалинской диадеме» изображены также и три сферы мироздания: подземная, куда уходят корни древа жизни, изображения которого имелись на диадеме; земная — место жизни людей и животных, и небесная — обитель богов и птиц. Образ коней на пьедестале, точнее, на вершине гор, символизировал солнце, особую божественную благодать. Распространению этих эллинизированных синкретических образов в идеологии кочевников Семиречья и конкретно района Алматы способствовали связи и контакты по Великому шелковому пути.


Во второй половине VI в. земли современного Казахстана стали частью владений Тюркского каганата
. В раннее средневековье Семиречье последовательно входило то в одно, то в другое государственные образования, возглавляемые тюркскими правителями. Время распространения и господства тюрков-карлуков в Семиречье оставило своеобразные археологические памятники — тюркские курганы VI—IX вв. Еще в конце XIX в. окрестности города были усеяны курганами малой и средней величины, часть из которых имела каменные изваяния. Каменные изображения людей неоднократно находили в предгорьях Заилийского Алатау, в том числе, и в районе Алматы. (территория Ботанического сада, юго-западная окраина города между реками Весновка и Б. Алматинка). Захоронения тюркского времени раскопаны археологами на юго-восточной окраине центральной усадьбы с-за «Алатау», ныне вошедшего в пределы города, а также в районе аэропорта.

Следующий этап жизни на территории Алматы связан с эпохой феодализма, когда здесь возникают и формируются поселения и города. Это конец VIII—X вв. — время развития городской культуры, оседлости этого района, расцвета торговых связей и формирования Шелкового пути. Последний, вернее, его ответвление, проходившее через Илийскую долину, стало наиболее интенсивно функционировать в Х—ХIII вв. К этому времени на территории «большого Алматы» находилось несколько поселений и городов. На Весновском городище, которое располагалось на территории Ботанического сада НАН РК, в 1969 году при строительных работах найден склад керамики. При обследовании места удалось установить, что глиняные сосуды стояли в специально выкопанной яме. Наибольший интерес представляли два цилиндрических сосуда, один из которых был выполнен в виде крынки, а другой похож на кувшин с двумя лепными петлевидными ручками, расписанный стилизованными арабскими буквами. Такие сосуды были широко известны в городах Семиречья в Х—XII вв.

Самый большой интерес представляло огромное городище, расположенное на месте Военного института КНБ РК. О нем, как об остатках большого города, писал В. Бартольд еще в 1894 году. Он обследовал его вместе с городским архитектором В. Гурдэ. На поверхности городища тогда еще сохранялись остатки построек из жженого кирпича, который жители Верного разбирали для своих построек. На этом месте при строительных работах и сейчас находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа, а в 1980 году были обнаружены остатки средневековой кузнечной мастерской. В ней — заготовки железа, набор топоров, а также остатки кузнечного горна. Мастерская датируется Х-ХI вв.

Размеры городища, наличие в нем построек из жженого кирпича, находки ремесленной керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора — все это безусловное свидетельство того, что здесь в Х-XIII вв. находился центр экономической и политической жизни. Да, в истории Семиречья был период, когда здесь было множество городов. Таких, например, как Алматы, Талгар и Каялык. Потом наступило время, когда городская жизнь здесь захлебнулась. Но точка зрения о том, что это произошло потому, что Чингисхан разрушил все на своем пути, является не совсем верной. Семиречье, в частности, было захвачено и подчинено монголами без каких-либо кровопролитных сражений и разрушений: Владетели края сдались Чингисхану без боя и приняли монгольское подданство без какого-либо сопротивления. Свидетельство этому то, что при раскопках средневековых городов археологи не нашли следов разрушения и погромов. Наступивший упадок городов - это следствие политики монголов. Они все-таки принесли в Семиречье свой образ жизни и стиль ведения хозяйства. Кочевые племена буквально затопили Семиречье. Они вытаптывали возделанные поля, разрушали ирригационные системы. Позже начались междоусобицы в борьбе за верховный монгольский престол. Отдельные монгольские кланы во главе с царевичами стали воевать между собой. Словом, вторая половина XIV века — это время смут, междоусобиц и сражений. От этих бесконечных войн страдали прежде всего горожане. Известны факты, когда жители Семиречья в поисках спокойной жизни переселялись в Фергану и на юг Казахстана. Так постепенно этот край превратился в район с доминирующим кочевым образом жизни, но оседлая жизнь здесь не затихла. Она продолжалась, свидетельство тому мы находим в записках путешественников.

Когда мы говорим о средневековом Казахстане, о культуре городов, то немаловажное значение здесь имеет древнетюркская письменность. Так, в Талгаре в X веке жили люди, которые знали тюркскую и арабскую грамоту. Свидетельство тому — надписи, сделанные на сосудах и других предметах обихода. Это говорит о том, что в Семиречье была грамотность.

Однако, кроме исторических документов, четко определяющих реальный возраст города, интересные сведения на этот счет получены из нумизматических источников. На территории бывшего пограничного училища были найдены серебряные монеты. На одной из них сохранилась дата изготовления — 1271—1272 годы. Это был период большой денежной реформы Масуд-бека. Имеется на монете и надпись на арабском языке: «Чеканен этот дирхем в области (балад) Алмату». Стало быть, в XIII веке на месте современной Алматы существовал монетный двор.

Расцвет же древнего города пришелся на средние века. Ученые, которые исследовали «большой Алматы» в довоенные и послевоенные годы, например ленинградский профессор А. Бернштам, издавший в 1948 году книгу «Прошлое района Алматы», описывали имевшиеся тогда в больших количествах археологические памятники, датированные X—XI веками. Кроме того, на городской территории при строительстве зданий, прокладке дорог было сделано много случайных находок.

Изучив их, специалисты пришли к выводу, что здесь было несколько городков, один из которых был центральный и находился на территории бывшего погранучилища.. И, видимо, уже тогда он назывался Алматы, что позже зафиксировано на отчеканенных здесь монетах.

Опираясь на материалы раскопок древних поселений Жетысу, Талгара и Каялыка, можно представить, как располагались городские кварталы, улицы, какими были жилища, узнаем строительную технику, типы общественных сооружений, ремесленных мастерских и так далее.

В IX—X вв. на предгорьях Заилийского Алатау и в Илийской долине, позднее чем в других районах Казахстана, образовались средневековые поселения и города. В XI—XII вв. они превратились в крупные поселения, или даже небольшие городки. Остатки этих поселений еще наблюдались в конце XIX в. и в 20-е гг. нашего столетия. К сожалению, своевременно они не были изучены и постепенно «поглотились» городской застройкой и по существу утеряны для науки, напоминая о себе случайными находками. Наиболее раннее поселение с материалами IX в. располагалось на правом берегу р. Весновки на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в 1939 г. были исследованы две усадьбы, окруженные земляными валами. Раскопки обнаружили жилой комплекс с очагом из камней, обломки тандыра. Среди находок — бусы из сердолика, железные ножи, обломки столовой, кухонной и хозяйственной керамики.

На территории «Горного гиганта» находилось еще одно средневековое поселение. Расположено в горах на правом берегу р. Каменки (участок бригады №2). Занято садами и посадками клубники. На поверхности поселения в большом количестве валяются фрагменты керамики X—XII вв., жернова.

Более крупными и по-видимому поздними были поселения, расположенные в междуречье Весновки и Малой Алматинки, при выходе их с гор в долину, и на территории Ботанического сада. Первое поселение было осмотрено в 1922 году археологом В. Д. Городецким. Тогда еще сохранялась топография памятника.

Поселение занимало площадь около 1,5 кв. км. На поверхности были заметны следы построек а виде фундаментов из речных валунов, земляные валы 15x25 м, 18x40 м. Хорошо прослеживались остатки оросительных систем и древних полей. В окрестностях поселения были найдены куски крупных керамических сосудов, жернова, металлические предметы. В наши дни на месте поселения находятся погранучилище, дома, дачи, проложены асфальтированные улицы. В 1978 г. здесь были обнаружены остатки кузнечной мастерской, от которой сохранился кузнечный горн в виде сооружения цилиндрической формы диаметром 2 м. Рядом находилась яма-хранилище, где лежали глиняные сосуды, крицы и готовые изделия — топоры, кетмень, наконечник пахотного орудия. В 1984 г. Алма-Атинским археологическим отрядом собран подъемный материал — фрагменты керамики кругового изготовления с волнистым орнаментом, куски жерновов. Поселение датируется XI—нач. XIII вв.

Несколько раз находили средневековые сосуды на территории Ботанического сада. Внешних признаков поселения здесь не сохранилось. Археологический памятник спланирован и распахан, занят участками цветоводства. На пашне в северо-западном углу сада часто встречаются обломки глиняной тонкостенной посуды, сформованной на круге. В 1969 г. в этом районе случайно обнаружен клад керамики — два хума, пять кувшинов, баночка с двумя ручками и два поливных сосуда. Керамика характерна для XI—нач. XIII вв.

Из случайных находок средневековья на территории г. Алматы заслуживают внимания печь для обжига хумов (третий участок кирпичного завода №3) и водопроводные керамические трубы (угол улиц Масанчи и Пастера).

В окрестностях Алматы (юго-западный угол п. Заря Востока) сохранился один из характерных памятников городской культуры Северо-восточного Семиречья XI-нач. XIII вв. — торткуль. Торткуль расположен на правом высоком берегу р. Теренкара и относится к типу городищ-убежищ. Представляет собой трапециевидный в плане (230x320 м) четырехугольник стен (валов) с башнями по периметру. Валы шириной 12 м, высотой 1,7—2,5 м. С трех сторон окружен рвом шириной 52 м, глубиной 1,5 м. В середине северной стены сохранился въезд с башнями по углам, радиусами 6 м. Внутренняя поверхность городища почти ровная. На ней встречены обломки посуды, изготовленной на круге и ручной лепки.

Поселения на месте Алматы, как и другие оседлые центры Северо-Восточного Семиречья; образовались на трассах караванных дорог. В районе г. Алматы и Талгара подгорное направление Шелкового пути разветвлялось на несколько степных дорог, ведущих на Восток. Выгодное расположение, конечно, не могло не сказаться на росте и укреплении поселений. Известно, что в X веке торговый путь по Илийской долине заметно оживился. В этот период Семиречье стало частью владений государства Караханидов (942—1212 гг.). Время их правления характеризуется резким подъемом экономической и культурной жизни оседлых центров. В X—XII вв. города выросли численно и территориально. В них мостятся улицы, проводятся керамические водопроводы, строятся бани. Подъем благоустройства наблюдался не только в крупнейших городах типа Отрара, Испиджаба, Тараз, но и «молодых», удаленных от этих знаменитых городских центров. Раскопки городища Талгар показали, что его улицы в конце XI—нач. XIII вв. мостились камнем.

В XI—нач. XIII вв. выросли и поселения района Алматы. Одно из них позднее стало называться Алмату. Город с таким названием упоминается в источниках начала XVI в. (Бабур) и локализуется исследователями на месте современной Алматы. Известный востоковед В. В. Бартольд считал, что до XVI в. Алмату в источниках упоминается под другими названиями. Ответить на вопрос, какой из археологических памятников является остатками Алмату, сложно. Археологи В. Д. Городецкий и А. X. Маргулан полагают, что это — поселение в междуречье р. Малой Алматинки и Весновки.

О жизни Алматы того периода можно судить по раскопкам другого города, который находился рядом. Сейчас это город Талгар. Он тоже, как Алматы, стоит на плечах своего предшественника. Но новый город появился несколько севернее. Древний Талгар назывался Талхир или Талхар - как мы видим, название почти не изменилось.

Там уже много лет работают археологи. Они вскрыли городские кварталы, улицы, выложенные булыжником. Там была канализация, водопровод, базары, процветало ремесло. Жители были грамотными - мы находим бытовую утварь, на ней надписи на арабском языке (в то время здесь был уже ислам, это X-XII века). Удивительно, что кроме арабских сохранились рунические надписи, то есть древнетюркское письмо.

Антоновка - это тоже очень интересное городище, в древности расположенный здесь город назывался Коялык. В нем в XII-XIII веках проживало разнообразное по своим конфессиональным приверженностям население. Найдена огромная соборная мечеть в центре города, что позволяет сделать вывод, что доминировал ислам, но рядом находится большой буддийский храм. А неподалеку был городок, населенный христианами-несторианцами, там была церковь. Его мы пока не нашли, но о нем писал Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX к монгольскому каану Мунке. Он путешествовал в этих местах и был как в Коялыке, так и в этом городке, название которого не сохранилось.

(окончание здесь)




Категория: История | Просмотров: 4734 | Добавил: Kuanysh_ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]