Георгий Паршин Начальник сейсмологической станции "Майтөбе"(Часть первая, продолжение здесь) (оригинал статьи здесь)
"ПОСЕЩАЯ НАШЕ УЩЕЛЬЕ, ПОМНИТЕ О КОВАРНОМ НРАВЕ НАШЕЙ РЕЧКИ УЗУН-КАРГАЛЫ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ"
На нашей страничке www.kargaly.ukoz.kz уже неоднократно публиковались материалы о селях - этом грозном явлении наших гор. Они, в основном, посвящены защите города Алматы от этой беды, и почти не затрагивают нашу реку и наш поселок. И если даже автору предлагаемого Вашему вниманию материала придется порой повторить уже известное, это сделано для большего понимания этого явления именно в наших условиях.
"Сель" в переводе с арабского означает бурный, бешеный, горный поток, несущий большое количество каменного материала. Сель часто называют "Черным драконом гор".
В 1974 г. Селевой комиссией Научного совета при АН СССР принято следующее понятие термина сель: "Сель - это временный горный поток, характеризующийся резким подъемом уровня воды и высоким содержанием твердого материала."
Следуя этому определению, сели представляют собой внезапные кратковременные горные потоки, обильно насыщенные (по сравнению с обычными водными паводками) твердым материалом, возникающие во время ливневых или продолжительных дождей, при интенсивном таянии снега и льда, а также при прорыве завалов и плотин в речных долинах, где имеются большие запасы рыхлообломочного материала. При резком возрастании концентрации твердого материала в потоке, они превращаются в грязевые или грязекаменные. При этом размеры переносимого материала могут быть от нескольких метров до мм в диаметре. Часто твердый компонент содержит большое количество стволов деревьев, кустарники и другие растительные остатки. Немаловажную роль играет и уклон местности. Для селей обычно характерно пульсирующее (в виде валов) движение смеси твердого материала и воды. Скорость движения селей составляет 10-15км/час. Обладая большой массой и большой скоростью, сели могут причинить огромные разрушения.
Селевыми называются бассейны водотоков (ручьев и речек), в которых формируются селевые потоки. В селевом бассейне различают три основные зоны: а)формирования селей, б) транзита и в)затухания (конусы выноса).
Зона формирования - это часть бассейна, где находятся очаги зарождения селей. Они обычно занимают верхнюю часть водного бассейна. В ней происходит зарождение и формирование селевого потока. Для нас - это верховья реки Узун-Каргалы с языками ледников и моренным озером Жасылколь, а также ее притока Кумбель берущей начало из двух небольших моренных озер, верховья Егоржана с его озером в цирке.
Транзитная зона - часть бассейна, где происходит движение уже сформировавшегося селевого потока без существенных изменений в его составе и режиме. В транзитной зоне может происходить дополнительная подпитка селя водой и материалом из притоков, при этом выделяются участки временного затухания селя, при добавлении твердого материала и разубоживания за счет поступления большого количества воды. Для нас - это слияние рек Каргалы и Кумбель, а также Развилки - впадение р. Егоржан и Алаяк в основное русло Узун-Каргалы. Кстати, именно у слияния Каргалы и Кумбеля с 1979 года селезащита организовывает на летний период временный наблюдательный пункт, первые годы забрасывая туда наблюдателей и имущество на верблюдах через перевал Арчалы-Узен!
Зона затухания или разгрузки обычно представлена в виде конуса выноса, где и происходит отложение твердого материала. Основная разгрузка селевых потоков происходит при выходе их из ущелий в предгорной зоне. Для мелких селевых потоков, выходящих из многочисленных отщелков, зоной разгрузки являются террасы основного русла Узун-Каргалы. Наш поселок Фабричный расположен именно в зоне основной селевой разгрузки - на конусе выноса р. Узун-Каргалы.
Грозят ли сели Фабричному?
Скорее всего ДА! Фабричный расположен на выходе р. Узун-Каргалы из предгорий Заилийского Алатау. Речка же берет свое начало у ледников, расположенных на склонах самых западных в Заилийском Алатау вершин - "четырехтысячников". Общая протяженность ущелья - более 30 км, перепад абсолютных отметок - более 2000 м. Следует однако иметь в виду, что основная часть ущелья (от Развилок до поселка) довольно пологая и имеет малый уклон. В верховьях реки есть несколько моренных озер, главное из них - Жасылколь, т.е. в нашем селевом бассейне отмечены все его составные части. По всем этим данным ущелье является селеопасным!
Все это побудило построить у нас селезащитную плотину. Наша плотина построена в 1988 году по типу известной плотины "Медео", но гораздо хуже "оформлена" и ухожена.
1973 год. По Малой Алматинке прошел очередной мощный сель... Но город избежал катастрофы благодаря построенной селезащитной плотине "Медео". Тогда уровень воды в накопителе поднялся до критической отметки - до края оставалось не больше 15 метров, но плотина выдержала
Сель 1973 года не прошел бы бесследно для Алматы, последствия могли быть страшными! В "Казселезащите" подсчитали, что по меньшей мере 180 тысяч человек стали бы жертвой грязекаменного потока. Причем пострадал бы весь центр города, все культурные и исторические памятники. Селезащитная плотина "Медео" - это уникальное сооружение. 21 октября 1966 года здесь произвели первый направленный взрыв одним мощным зарядом. Плотину создали за считанные секунды. Если бы строители использовали не взрыв, а традиционные строительные технологии, на возведение плотины ушло бы не менее десятка лет, и тогда катастрофа 1973 года застала бы город врасплох.
Наша же плотина строилась традиционными методами, долго и весьма ненадежно. С тех пор она практически не ремонтировалась. При полном заполнении, она вряд ли выдержит натиск стихии и лишь создаст огромную массу дополнительного грязекаменного материала... Об этом знают и говорят даже СМИ. Но все же плотина имеет весьма внушительный вид, полностью перегораживая ущелье. Особенно она впечатляет, если смотреть на нее с высоты "птичьего полета", т.е. с окружающих гор! А пока она не задерживает даже паводки, о которых наблюдатели не могут сообщить в акимат из-за отсутствия телефонной связи!!!
СЛЕДЫ СЕЛЕЙ У НАС
За столетнюю историю Фабричного катастрофических грязекаменных селевых выбросов через поселок не было. Не зафиксированы они ни историческими хрониками, ни старожилами. Но такие сели несомненно имели место в далеком прошлом. Об этом можно судить по ряду признаков. Так, В. В. Сараев, изучая камни с чашевидными знаками, пишет: "Небольшой участок равнины на западном берегу реки Узун - Каргалы называется "Каргалы", что в переводе с древнетюркского означает "местность с нагромождением валунов" (Койчубаев, I974, с. 126-127), что очень точно характеризует данную местность. Примыкая к подножию Заилийского Алатау, равнина в древности приняла на себя мощный выброс селевого потока горной реки и несколько тысяч камней стали достопримечательностью этой территории. Камни с чашечными знаками, обнаруженные на равнине Каргалы, представляют собой хорошо окатанные валуны чаще всего серого (иногда красного) гранита диаметром от 0,7 до 2 м в диаметре. Они частично (наполовину) выступают над поверхностью земли и в верхней части имеют углубления." Следует отметить, что скальные выходы таких гранитов отмечены только в самом верховье р. Узун-Каргалы (район озера Жасылколь), т.е. на расстоянии более 30 км, от места, указанного В. В. Сараевым.
Все мы привыкли к наличию хорошо окатанных гранитных валунов как в русле нашей речки, так и встречающихся при рытье разного рода котлованов иногда на значительном удалении от ее современных берегов.
Размеры таких валуно впечатляют: их диаметр иногда достигает 4-5 м, при массе 90 - 100 тонн.
(например известный всем "Верблюд", расположенный в реке недалеко от южного забора комбината
или бывшая опора пешеходного мостика чуть севернее основного моста. (Трудно представить
силу и мощь вынесшего их на 30 км селевого потока!
Скорее всего это работа древних ледников. Об этом свидетельствует и наличие
валунных отложений по бортам ущелья на значительной высоте от современного
уреза реки. Иногда на таких валунах наблюдаются наскальные рисунки древнего
человека, т. е. валун лежит на этом месте по крайней мере 4 - 5 тыс. лет.
Поскольку катастрофических селей в обозримом прошлом у нас не отмечено, давайте познакомимся с этим страшным явлением на примере селя 1921 года, который принес много бед Алма-Ате.
1921 год. Ливень переполнил притоки Малой Алматинки: Сарысай, Чимбулак, Горельник, Коммисаровку, Казачку, Батарейку и Бутаковку. Вобрав в себя их силу, Малая Алматинка швырнула на город сметающий все на своем пути сель. Взбесившийся поток за шесть часов вынес с гор около 7 миллионов кубических метров воды и 3250000 кубических метров камня, песка и глины. Было разрушено 65 и повреждено 82 жилых дома, 18 мельниц, 177 хозяйственных построек, 2 кожевенных завода, табачная фабрика.
Натуралист В. Н. Шитников, бывший свидетелем катастрофы, так описывал ее последствия. "За первым грязевым потоком, ночью на город ринулся высокий вал полужидкой грязи, несший огромные каменные глыбы и разрушавший все на своем пути: дома, деревья, заборы. Все, застигнутое этим валом, уничтожалось и сносилось с лица земли. За первым валом прошел следующий, и так с промежутками через город прошло несколько таких грандиозных грязевых валов".
Вот так много лет после селя выглядела улица К. Маркса (Кунаева)
Более подробно описание этого селя приводит по архивным источникам Елена Яфезова в своей статье “Сила сели за "щитом"?”
Продолжение здесь
|